Миссия МВФ завершила работу в Украине, переговоры продолжаются. Что дальше и к каким сценариям надо готовиться, объясняет ЭП.
Минимум конкретики на уровне официальных заявлений, максимум кулуарных разговоров и отсутствие понимания, как дальше сложится сотрудничество с главным кредитором Украины - именно так закончилась работа миссии МВФ в Украине 19 сентября.
Почему вокруг последнего визита миссии столько таинственности и чего ждать дальше?
О чем и зачем договаривались
Основная цель переговоров украинской стороны с МВФ - договориться о перспективах сотрудничества в конце 2018 - в 2019 году. Сотрудничать можно в двух форматах: продолжить выполнение текущей программы или договориться о новой.
Уже понятно, что Украина не выполнит на 100% подписанную в 2015 году программу расширенного сотрудничества с кредитором EFF. Она предусматривает продолжение реформ, а накануне двойных выборов это очень сложная задача.
Именно поэтому стороны попытались сделать ставку на второй вариант: договориться о новой, более короткой, программе сотрудничества. По информации собеседников издания в правительстве, речь идет о программе stand-by на 12-15 месяцев и на 5-6 млрд долл.
Программа EFF выделяется странам с медленным экономическим ростом и слабым платежным балансом. Она предусматривает реализацию комплексных реформ и структурных изменений в течение длительного периода.
Программа stand-by была основана в 1952 году. Ее цели - преодоление кризисных явлений, удовлетворение потребностей страны в быстром финансировании, решение проблемы с проведением платежей. Максимальная продолжительность программы - 36 месяцев.
За время пребывания миссии МВФ в Украине с 6 по 19 сентября договориться о новой программе не удалось. Почему и вокруг чего сейчас идут дискуссии?
Цена на газ. В конце августа премьер-министр Владимир Гройсман начал публично говорить о том, что цена на газ (и как следствие - тарифы) повысится, поскольку это главное условие сотрудничества с МВФ. На сколько подорожает газ - премьер не говорил.
Позже глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев подтвердил, что правительство Украины договорилось с МВФ о постепенном повышении цены на газ до 2020 года.
Как утверждают источники издания со стороны украинской переговорной команды, с кредитором удалось договориться о следующем: до 15 октября правительство должно принять решение о повышении цены на газ на 23% от текущей цены.
Из каких компонентов состоит сегодняшняя цена на газ, и по какой формуле она рассчитывается, ЭП ранее уже объясняла.
В общем, как отмечалось уже ранее, позиция МВФ относительно цены на газ была жесткой. Поскольку повышение цены было условием для получения четвертого транша, который Украина уже получила. МВФ не видел возможностей, чтобы уступить Киеву.
Однако это не единственный вопрос, который сейчас волнует кредитора.
Антикоррупционная реформа. В новой программе stand-by может появиться антикоррупционный блок. Каким он будет - вопрос, ответ на который найти не удалось.
По информации источников издания, знакомых с позицией фонда, дискуссии идут вокруг перераспределения функций по проверке электронных деклараций между антикоррупционными органами в пользу НАБУ.
Сбалансированный бюджет. В медиапространстве также говорят, вроде бы как prior actions МВФ требует финальной версии бюджета.
Prior actions - это предварительные условия программы сотрудничества с кредитором, которые страна должна выполнить, прежде чем получит транш.
Мол, именно отсутствие принятого финплана является причиной того, что не удалось договориться о новой программе. А как же на самом деле?
Здесь есть несколько деталей.
Во-первых, сбалансированный бюджет - это не prior actions в чистом виде. Сбалансированный бюджет - это залог любой программы сотрудничества с кредитором. Необходимость сбалансированного бюджета не подлежит сомнениям.
«Если бы Гройсман решил газовый вопрос раньше, то сейчас никто не ждал финальной редакции бюджета-2019. Или же ждали бы, но уже для получения следующего транша», - так отозвался о результатах работы миссии один из чиновников.
Медля почти два года с повышением тарифов, правительство дотянуло время до старта бюджетного процесса-2019 и МВФ вполне логично обратил внимание на проект финплана и его фискальные риски. Особенно если это проект бюджета на предвыборный год.
Несколько источников в правительстве сообщили ЭП, что представленный Минфином первый драфт бюджета МВФ воспринял без жесткого негатива. Замечания к нему есть, но в целом проект бюджета достаточно консервативен. Для кредитора главное - чтобы он таким и остался.
Во-вторых, элемент напряжения в отношении кредитора в бюджет вносит возможность появления при его доработке налога на выведенный капитал.
Ранее в беседе с ЭП заместитель министра финансов Сергей Верланов, говорил, что Минфин рассчитывает альтернативную версию бюджета с введением этого налога, но найти компенсаторы в достаточном объеме не удается.
Введение ПнВК без компенсаторов - это расширение дефицита и увеличение заимствований в части финансирования, с чем МВФ вряд ли согласится.
Реформа ГФС. По информации источников, новая программа сотрудничества с фондом может предусматривать очередной этап реформы ГФС. Подход к ее трансформации может измениться, в том числе - в направлении реорганизации таможни и налоговой как единых юридических лиц.
Кризис доверия, или Что дальше
Переговоры продолжаются - именно с такими заявлениями вышли в публичную плоскость Минфин и МВФ.
Более конкретным оказался Нацбанк. В разговоре с ЭП заместитель председателя НБУ Олег Чурий заявил, что к Нацбанку у кредитора вопросов нет и, судя по ход переговоров, нет причин для того, чтобы не получить транш до конца 2018 года.
Прогресса может добавить визит Президента Петра Порошенко в США. 24-27 сентября он участвует в 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где, как ожидается, попытается продолжить коммуникацию с МВФ.
Развитие ситуации в переговорах с кредитором будут определять несколько факторов.
Во-первых - низкий уровень доверия со стороны МВФ. Учитывая поведение Украины в газовом вопросе, кредитор тщательно относиться к будущим договоренностям с Украиной и потребует сначала выполнить взятые на себя обязательства.
Во-вторых - нежелание «загнать» Украину в дефолт. На уровне кулуарных разговоров существует такая версия: МВФ слишком много вложил в Украину, чтобы довести ее до критической ситуации.
Украина должна иметь возможность возвращать долги, в том числе МВФ. В 2019 году НБУ должен вернуть фонду 6,8 млрд долл. из резервов. Также все заинтересованы в том, чтобы Украина завершила 2018 года с профинансированными расходами.
Транш МВФ пойдет на пополнение золотовалютных резервов, однако от него зависит получение Украиной макрофинансовой помощи ЕС и средств, привлеченных под гарантии Всемирного банка. В случае успешного сотрудничества с кредитором Киев получит гарантию от МБРР на 650 млн долл., которая поможет одолжить 800 млн долл. на внешних рынках.
В разговоре с «Европейской правдой» вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис подтвердил, что макрофинансовая помощь ЕС связана с наличием сотрудничества с МВФ.
«Для ЕС принципиально важно, чтобы вы имели действующую программу сотрудничества с фондом. Для нас не важно, какая программа будет действовать - старая или новая. Главное - чтобы она была», - заявил он. При наличии программы МВФ Домбровскис не видит проблем, которые помешали Украине получить первый транш уже в 2018 году.
В-третьих - график принятия решений и процедурные моменты.
На выделение транша МВФ, средств ЕС и Всемирного банка требуется время. Решение о выделении транша должно быть принято на заседании совета директоров МВФ. До 1 октября такого вопроса в календаре заседаний борда МВФ нет. 10-14 октября состоится ежегодное собрание МВФ и Всемирного банка в Индонезии.
В свою очередь до 1 октября в Украине прогнозируется принятия решения по цене на газ. 29 августа Кабмин до 1 октября продлил действие постановления о поставках «Нафтогазом» топлива по сниженной цене. Повышение цены на газ предусматривает его отмену. Учитывая график заседаний, правительство имеет четыре дня, чтобы определиться.
Следовательно, даже если удастся прийти к общему знаменателю по всем спорными вопросами и договориться о новой программе сотрудничества, транш может быть выделен не раньше конца октября, а с учетом фактора ожидания финальной версии бюджета - в декабре. А потом уже каждый день будет иметь значение.
Если Минфин не будет успевать с выходом на внешние рынки, не исключено, что часть транша придется направлять в бюджет. По информации источников издания, ради проведения расходов бюджета в полном объеме Нацбанк не против такого сценария.