Эксперт по ракетам из Международного института стратегических исследований Майкл Илман, на которого ссылалось расследование The New York Times, не уверен, что Украина является источником технологий, поставленных КНДР. Об этом он заявил в интервью «Голосу Америки».
«Очень быстрый и неожиданный прогресс КНДР в разработке ракет большой дальности вызван, как мы считаем, импортом технологий. Вероятно, эти технологии были получены, или из Украины, или из России. Эти новые возможности позволили КНДР построить ракеты большой дальности, включая такие, которые способны нанести удар по США. Большой вопрос, который остается – сколько этих двигателей было приобретено. От этого будет зависеть, насколько КНДР сможет усовершенствовать систему, которую там сейчас испытывают, и расширит свой арсенал в будущем», – отметил он.
При этом Илман подозревает, что данные технологии были получены по незаконным каналам. «Не думаю, что правительства России, или Украины принимали бы участие в этом. Оба правительства имеют хорошую репутацию в вопросе, недопущения распространения чувствительных технологий. В частности, правительство Украины арестовало в 2012 году нескольких граждан Северной Кореи, которые интересовались технологиями, которые имели в КБ «Южное», – заявил он.
«Я, конечно, считаю, что правительства не принимали в этом участия и наиболее вероятно, что это произошло через незаконные сети торговцев оружием, уголовных банд и др. Я занимался анализом того, что делает КНДР и стало очевидным, что КНДР получила что-то. В дальнейшем можно было легко сузить круг их возможных поставщиков, исходя из рабочих характеристик и внешнего вида имеющихся в КНДР двигателей. Этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, какие модификации понадобились бы. Все это сужает круг лиц, которые могли выступить поставщиками», – заявил Илман.
При этом, по его словам, более вероятно, что технологии пришли из Украины, чем из России. «Но, если кто-то предоставит мне доказательства, или несколько доказательств дополнительно – эта оценка может легко измениться», – подчеркнул Илман.
Он также прокомментировал заявление секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова о том, что публикация исследования Илмана «скорее всего, спровоцирована российскими спецслужбами».
«Я не контактирую ни с какими русскими. Я не фанат Путина. Я симпатизирую Украине и сочувствую ей из-за аннексии Крыма. Я не участвую в агитации, пропаганде, которые спонсируют россияне. Я не думаю, что The New York Times участвуют в чем-то подобном. Если прочитать то, что я написал, то я выражаюсь очень четко – мы не уверены, что Украина является источником технологий. Это может быть Россия. Я не знаю, на основании чего Турчинов сделал свои выводы, но я могу говорить за себя и сказать, что я бы никогда никоим образом не стал поносить свое имя в интересах иностранного правительства, включая правительство России», – заявил он.
Как сообщал ForUm, газета The New York Times со ссылкой на слова Илмана сообщила, что успех Северной Кореи в испытании межконтинентальной баллистической ракеты стал возможен благодаря приобретению на черном рынке ракетных двигателей, вероятно, с украинского завода «Южмаш», имеющего исторические связи с российской ракетной программой.
В то же время, госпредприятие «Южмаш» назвало статью провокацией, заявив, что не производит ракеты для Российской Федерации и не поставляет в эту страну ракеты, детали и сборочные единицы.
Государственное космическое агентство Украины также назвало обвинения в передаче космических технологий Северной Корее абсолютно безосновательными.
В СНБО Украины заявили, что предприятия украинского оборонного и авиакосмического комплекса не поставляли оружие и военные технологии в Северную Корею.
Как стало известно, что в официальной биографии Илмана на сайте «38 North» указано, что он шесть лет работал в РФ – с 1995 по 2001 годы.
Позже Илман заявил, что не утверждал о причастности украинских властей к поставке ракетных двигателей в КНДР.
И.о. председателя Государственного космического агентства Юрий Радченко выразил мнение, что украинские ракетные двигатели РД-250 в КНДР могли попасть из России.