За три года сократилось потребление всех продуктов без исключения, констатирует официальная статистика.
Правительство в связке с диетологами
Как известно, на питание у украинцев уходит половина заработанного, и потому экономисты не раз говорили о том, что именно в этой статье расходов скрыты самые большие резервы для экономии. Но, похоже, наши сограждане исчерпали уже и их.
Долгие годы диетологи сетовали по поводу неправильного питания украинцев. Мол, в то время как нужно вводить в рацион рыбу, молочные продукты и овощи-фрукты, украинцы налегают совсем на другие продукты. Говядину и свинину заменяют дешевой курятиной, дорожают крупы - переходят на макароны. Основой же ежедневного меню для многих становятся картофель и хлеб.
Экономисты парируют: все дело в цене! Хлеб и картошка являются самыми дешевыми продуктами, вот на них и налегают! А на рыбу и фрукты еще заработать надо.
Диетологи не соглашаются: лучше есть меньше, но более качественные продукты! И тут же сокрушаются: убедить украинцев меньше есть - нереально.
- Культ еды в Украине формировался веками, - говорит диетолог Лариса Буткова. - Застолье всегда отличалось своей пышностью, да и сегодня каждый праздник у нас - это в первую очередь стол, который ломится от разнообразных блюд. Украинцы любят поесть, и часто на приеме мне приходится слышать: доктор, но если я еще и от еды откажусь, то как же я буду удовольствие от жизни получать?! Так что убедить украинца есть меньше - задача не из простых.
Похоже, то, что с трудом удается диетологам, легко и просто получилось у украинского правительства. За три года мы стали меньше есть, причем существенно. И если раньше понятие «экономия на еде» означало уход в более дешевые продукты, то теперь мы экономим и на количестве, и на качестве.
Меньше есть и меньше пить
Согласно официальной статистике, нет ни единого продукта, потребление которого бы за три года выросло (подробнее см. таблицу). «КП» в Украине» подсчитала «весовой показатель» и выяснила, что за три года среднестатистический украинец стал есть продуктов на 4,3 кг в месяц меньше. То есть каждый из нас по сравнению с 2013-м недоедает более 50 кило продуктов в год!
А больше всего упало потребление как раз таки самых полезных продуктов. Рыбы мы и так ели немного - менее 2 кило в месяц, в то время как европейцы ее едят 2,5-3 кг/месяц, а японцы, славящиеся крепким здоровьем и долголетием, - и вовсе 6 кило! Но за последние три года потребление рыбы и рыбопродуктов среднестатистическим украинцем сократилось еще на треть. На втором месте по темпам падения потребления фрукты, ягоды и орехи (минус 19,5%). Перечеркнул кризис и надежды украинцев на сладкую жизнь: потребление сахара за три года снизилось на 10%.
В этом нет ничего удивительного, если обратиться к исследованию того же Госстата. Последний выборочный опрос украинских семей показал: 43 процентам украинцев заработанных средств хватает исключительно на еду, а 5% опрошенных не в состоянии обеспечить себе и своим детям даже нормальное питание!
Как же происходит, что пока правительство в связке с той же статистикой рапортуют о повышающемся благосостоянии и постоянном росте доходов, украинцы едва сводят концы с концами?
Большая разница
- Все дело в том, что в правительстве и в Госстате говорят о росте номинальных зарплат, а на себе мы ощущаем падение реальных, - говорит экономист Андрей Мартынюк. - А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Итак, номинальная заработная плата - это фактическая оплата труда в денежном эквиваленте. И если правительство говорит о том, что в стране выросла минималка или средняя зарплата, речь как раз о них - номинальных заработках.
Реальная зарплата - это номинальная заработная плата с поправкой на инфляцию, то есть покупательная способность номинальной заработной платы. После экономического кризиса и обесценивания национальной валюты номинальные зарплаты растут, но вместе с ними растут и цены. И поскольку человек на свои деньги с каждым днем может купить все меньше и меньше товаров и услуг, уровень реальной зарплаты стремительно падает. В этом и заключается разница. Именно поэтому многие эксперты так любят оперировать понятием «зарплаты в долларовом эквиваленте», которое в нашей стране гораздо честнее, чем зарплаты по номиналу.
Вот так и получается, подытожил экономист, что едим мы меньше, а тратим больше.
В ТЕМУ
Без госрегулирования цен на продукты живем уже месяц
1 июля 2017 года в Украине была отменена 20-летняя практика сдерживания цен за счет ограничения торговых наценок на социальные товары. Результат не заставил себя долго ждать. Директор Украинской ассоциации торговых сетей Алексей Дорошенко проанализировал, как изменились цены за первые 20 дней после отмены ограничений, и констатировал: за столь короткое время подорожали 14 из 23 социальных продуктов. По его словам, это вполне объяснимо: чем беднее становятся украинцы, тем больше они покупают базовых дешевых продуктов. А чем больше на них спрос, тем быстрее цена ползет вверх.
Между тем мнения экспертов по поводу отмены госрегулирования разделились. Пока одни убеждены, что, учитывая социально-экономическое положение в стране, принимать решение, которое неизбежно приведет к росту цен, было несвоевременно, другие уверены, что вмешательство в формирование цен на продукты искажает конкуренцию и создает возможности для злоупотреблений.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей Рыбалка: «Регулирование цен на продукты - это популистский подход»
- Регулирование цен на продукты - это популистский подход, который оставляет слишком много вопросов, - считает глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко Сергей Рыбалка. - Почему в перечень попадают те или иные товары? Почему уровень цен устанавливается именно на таком уровне? Почему мы ограничиваем прибыль частного предпринимателя на уровне 5%, а не 15 или 20? Продукты питания - это тяжелый труд крестьянина, который должен быть по достоинству оплачен. Либо же государство должно предоставлять компенсацию на стоимость единицы продукции.
Мы в Радикальной партии считаем, что влияние государства на экономику должно быть умным и оправданным. Необходимо создать такие условия в стране, чтобы каждый гражданин мог себе позволить оплачивать реальную стоимость товаров и услуг. И это касается не только продуктов, но и коммунальных услуг, одежды, досуга.
Создать такие условия можно, например, за счет доступного кредитования для малого и среднего бизнеса, государственной поддержки высокотехнологичных производств. Это разогреет экономику и позволит стране в целом и каждому гражданину в отдельности вырваться из ловушки бедности.
А вот чтобы не допускать ценовых скачков из-за естественного или искусственного дефицита, в Украине должны четко и эффективно работать две системы. Во-первых, антимонопольные органы, которые не должны допускать монополий, искусственно завышающих цены и способных даже шантажировать правительство. Во-вторых, нужно иметь эффективный госрезерв, дающий возможность в любой момент наполнить рынок жизненно важными товарами, в первую очередь продуктами, чтобы не допускать ценовых скачков из-за неурожая или торговых войн. Это же касается и стратегических запасов энергоносителей.