В Украине люстрировали 933 человека, но чиновники восстанавливаются через суды, а имущество проверили не всем
Завтра — ровно два года, как в Украине началась люстрация. Напомним, 16 сентября 2014-го под давлением общественности и долгих споров был принят закон «Об очищении власти». По данным Минюста, люстрация завершена на 99%.
ФИНАЛ. Напомним, люстрация, которая предполагает «вето» на госслужбу (но не на избрание в Раду) в течение 10 лет, должна была пройти в два этапа (с ноября 2014-го до конца 2016-го): сначала проверили высшее руководство страны, затем — чиновников на областном и местном уровне, и наконец — имущественная люстрация (соответствие заработка уровню жизни). Под чистку подпадали те, кто работал на высших должностях исполнительной власти во время режима Виктора Януковича (с 2010 по 2014 годы), были во время Майдана руководителями в силовых ведомствах, госадминистрациях, были сотрудниками КГБ, возглавляли Коммунистическую партию от уровня секретарей компартии района и выше, и другие.
Как рассказал один из членов Общественного совета при Минюсте Карл Волох, который курирует люстрацию, процесс — на финише: «Люстрация де-факто закончена. Люстрация по автоматическим критериям (по вышеперечисленным должностям) проведена хорошо. На 99% число чиновников, которые попадали под критерии, уволены либо ушли сами. Все, что касается имущественной люстрации, то она полностью провалена. Так получилось, что многие прошли имущественную проверку безболезненно. Почему? В соответствующем приказе не было нормы о проверке родственников должностного лица. Эту проблему мы обнаружили год назад, попытались что-либо сделать, но на то время часть людей уже прошли проверку, а проведение повторной проверки законом не предусмотрено. Надеемся, что чиновников проконтролирует НАПК (Нацагентство противодействия коррупции)», — рассказал Волох.
МАСШТАБЫ. На сегодня, за два года, в Украине люстрировали 933 человека. Все они значатся в Едином госреестре люстрированных Минюста. «Это те, которых уволили. Здесь нет тех, которые ушли сами. Те, кто уволился сам, — они на госслужбу вернуться не могут. Они не пройдут проверку», — уточнил Волох. Всего под действие закона подпадали 5-6 тыс. человек.
До конца года осталось проверить единицы. В Департаменте люстрации Минюста уточнили, что, согласно плану Кабмина, до конца 2016-го должны быть проверены все должностные лица и судьи. «Cейчас проверяются уже исполнители и претенденты на должности. То есть до конца года заканчивается проверка всех, кто занимает должности, кто не получил окончательного заключения. После этого закон будет работать как фильтр по отношению к тем, кто придет на госслужбу», — пояснила директор Департамента люстрации Татьяна Козаченко.
Козаченко также подтвердила провал имущественной люстрации из-за того, что профильные органы не вовремя получали итоги проверки имущества по тому или иному лицу, поэтому часть чиновников проверяли без информации о том, чем они владеют. «Но по должностям люстрация сработала отлично», — сказала она.
Судятся и скрываются
Люстраторы столкнулись и с массой проблем. Одни из главных — попытки чиновников восстановиться через суды и отсутствие имущественных проверок. «Например, итоги проверки должны были приходить из другой структуры в течение двух месяцев, но этого не происходило, и человек проходил проверку безболезненно (без проверки того, чем он владеет. — Авт.), — сказала Козаченко. — Еще часть удерживаются на должностях благодаря лоббированию со стороны высоких чинов. Или даже бывают случаи, когда, надеясь на невнимательность проверяющих органов, чиновников, подпадающих под люстрацию, не увольняют». По ее словам, в каждом отдельном случае Минюст пытается в меру возможностей решить проблему.
Из ГПУ ушли в торговлю
Многими чиновниками, чьи имена значатся в списке уже люстрированных, оказались сотрудники Генпрокуратуры и десятков госслужб и госагентств. Часть из них продолжает судиться, добиваясь восстановления на должности. «Лично я сужусь ради того, чтобы снять клеймо со своего имени, — рассказала одна из люстрированных сотрудниц ГПУ, ранее занимавшая руководящую должность. — Для меня, как и для многих других, важно именно это. Но честно признаюсь, что большого желания продолжать работать в ГПУ уже нет. Сейчас судебное производство по моему иску приостановлено — ожидается разъяснение Конституционного суда. Насколько знаю, что такая ситуация у многих. Но некоторые из бывших коллег судятся для того, чтобы реально восстановиться в должности. Они просто не представляют себе жизни без погон».
Некоторые из люстрированных силовиков уже нашли себя на «гражданке». «Работаю юрисконсультом. Но готов опровергнуть расхожее мнение, что многие бывшие силовики заняты лишь в этой сфере. Один из коллег по ГПУ после люстрации попробовал себя администратором, другой ушел в торговлю, стал менеджером в фирме, которая торгует сладостями. И знаете, зарабатывает больше, не жалеет», — рассказал экс-прокурор.