Независимо от реального состояния здоровья президента Узбекистана Ислама Каримова, можно уже сделать вывод, что его эпоха в жизни этой центральноазиатской страны подошла к концу.
Еще в конце советского периода Каримов начал руководить Узбекистаном, и на протяжении 27 лет выполнял свои функции с достаточной жесткостью. При этом в первой половине 1990-х гг. он даже зарекомендовал себя как реформатор, и кое-что ему удалось сделать в экономическом смысле. Однако начатые реформы были довольно быстро свернуты, и в стране началось формирование жесткой вертикали власти, ориентированной на одного человека.
Каримов с самого начала своего руководства страной занял непримиримую позицию по отношению к исламским радикалам. Их восстание в Андижане в 2005 году было жестоко подавлено. В дальнейшем исламисты были вытеснены за пределы страны или ушли в очень глубокое подполье. Только в Ферганской долине они, в какой-то мере, сохраняют свое влияние, но в данный момент оно никак не проявляется.
Каримову удалось создать самое сильное в военном отношении государство в Центральной Азии, что является весомым аргументом в довольно сложных взаимоотношениях с соседями. С Таджикистаном с 1992 года нет авиационного сообщения, а железнодорожное часто прерывалось. Периодически Ташкент перекрывал газ для Душанбе. С Киргизией на днях дело чуть не дошло до вооруженного конфликта из-за одной пограничной вершины.
Отметим также и некоторое мессианство, часто исходящее из узбекской столицы. Древняя история возвеличивается, начиная от Согдианы до походов Тимура. Здесь сталкивается турецкий пантюркизм с попытками узбекского доминирования и занятия позиции старшего брата в отношении, по крайней мере, тюркских соседей.
Все это теперь подвергнется серьезному испытанию. В довольно закрытой узбекской власти понять основные движущие силы в предстоящих изменениях можно только в крупных штрихах.
Во-первых. Независимо от реального состояния здоровья Каримова, ясно, что основные рычаги управления он уже не вернет. Как по объективным причинам, все люди могут болеть и довольно долго, так и субъективным. Узбекская элита уже давно готовится к периоду «после Каримова», и теперь это время наступило. Даже по чисто человеческой причине. Слишком долго он оставался у власти, и просто все уже сильно устали.
Во-вторых. В силу закрытости власти транзит ее будет осуществляться путем кулуарных договоренностей. Каримов умел находить компромисс между противоречивыми интересами различных клановых групп, за которыми часто просматривались контуры влияния внешних игроков. Как теперь они найдут общий язык, пока судить рано.
В-третьих. Во внешней политике Каримов действовал многовекторно, причем довольно твердо, с неожиданными поворотами. Ташкент при нем доставлял много хлопот как Москве так и Вашингтону. Были периоды, когда казалось, что Узбекистан повернулся к Китаю. По крайней мере, поток китайских инвестиций в последнее время вырос и значительно.
В июне на саммите ШОС Каримов и председатель КНР Си Цзиньпин открыли железнодорожный тоннель «Камчик» на электрифицированной железнодорожной линии Ангрен — Пап. Он был построен совместно железнодорожной компанией «Узбекистон темир йуллари» и китайской China Railway Tunnel Group. Ветка соединила Ташкентскую область с Ферганской долиной Узбекистана. Главное же в том, что теперь поезд между узбекским Маргиланом и Ташкентом не будет проходить через таджикский Худжанд.
За событиями в Ташкенте внимательно следят не только в столицах государств Центральной Азии, а также в Москве, Пекине и Вашингтоне. Эксперты сходятся во мнении, что набольшие шансы наследовать Каримову имеют нынешний премьер-министр Шавкат Мирзияев, он на этом посту с 2003 года, и вице-премьер Рустам Азимов, курирующий экономику страны. При этом первый считается пророссийским, а второй — прозападным. Следует также учитывать формальный фактор. В чрезвычайной ситуации президентский пост до следующих выборов займет председатель верхней палаты узбекского парламента сената Нигматилла Юлдашев. Затем в течение трех месяцев должны пройти президентские выборы. За это время кланы должны договориться, иначе всем будет очень плохо.
Политическая ориентация возможных кандидатов весьма условна, так как может существенно измениться после вступления на пост. Во всяком случае, в Москве уже заявили, что готовы подставить плечо Узбекистану. Потребуется ли Ташкенту такая помощь, выяснится очень скоро.
«ПРИ ПРЕЗИДЕНТСТВЕ КАРИМОВА НЕ БЫЛО БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И УЗБЕКИСТАНОМ»
Сергей Винник, первый секретарь, исполняющий обязанности посла Украины в Узбекистане:
— По состоянию на 15.00 местного времени никакой информации относительно смерти президента Узбекистана официально не поступало. В ночь с 29 на 30 августа аппарат президента разместил сообщение, в котором опроверг информацию в региональных СМИ о смерти Каримова, отметив, что сообщения о смерти главы государства не отвечают действительности. Президент госпитализирован, и его состояние медики оценивают как стабильное. Больше никакой информации у нас в настоящий момент нет. Официально не подтверждена информация о взятии под домашний арест вице-премьер-министра Рустам Азимова.
Если говорить о двусторонних отношениях, то при президентстве Каримова не было больших проблем во взаимоотношениях между Украиной и Узбекистаном.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в Узбекистане отменены запланированные на 31 августа официальные торжества, приуроченные к 25-летию объявления независимости страны. В предыдущие годы в этот день президент Узбекистана Ислам Каримов обычно появлялся на публике. Пока непонятно, отменены ли праздничные мероприятия именно по причине тяжелой болезни президента. Неясно также, состоятся ли народные гуляния, которые в связи с праздником обычно проводятся 1 сентября.