В странах Запада в последние десятилетия сформировалась устойчивая мода на здоровый образ жизни. Одновременно во многих странах развернулась интенсивная антитабачная кампанию мирового масштаба. Усилиями международных организаций и всемирно известных филантропов, кампания эта докатилась и до Украины. Однако у нас процесс борьбы с курением наткнулся на особенности отечественного менталитета. Это привело, с одной стороны, к непредсказуемым результатам, а с другой – к появлению у борцов с курением нескольких квартир и миллионов на банковских счетах. Оказалось, что в Украине эта борьба может обеспечивать стабильный доход многочисленным общественным организациям и политикам, особенно, если вести ее бесконечно. Здесь важно не перестараться и максимально снизить коэффициент полезного действия.
Сегодня есть несколько тем, на которых можно быстро заработать политические очки: алкоголь, табак и игорный бизнес. Все, что связано с этими темами, — внесение законов, общественное обсуждение – привлекает внимание СМИ, повышает значимость политиков в глазах населения. Как правило, поднимают тему борьбы с табаком одни и те же политики. Делают они это, невзирая на текущее состояние экономики, общественные приоритеты и настроения населения. Методы борьбы тоже известны: «повысить цены» и максимально «запретить». При этом ответственность за последствия никто на себя брать не собирается.
Монополия на истину
Антитабачные лоббисты считают себя правыми «по определению». А всех, кто не согласен с ними, молниеносно заносят в списки «проплаченных табачными компаниями врагов нации». Дошло до того, что среди молодых журналистов активисты пропагандируют новую методику освещения табачной тематики. Для облегчения своей лоббистской работы они ставят вопрос так: «Нужен ли баланс мыслей при написании материалов, связанных с контролем над табаком?» И навязывают свое категорическое «нет», пытаясь, таким образом, изменить в своих собственных интересах общепринятые стандарты журналистской этики. Похоже,наши доморощенные лоббисты никогда не слышали, например, о стандартах ВВС, согласно которым освещение должно быть максимально сбалансированным и представлять хотя бы две точки зрения. И не странно: у них всегда свой путь.
Ведь это так удобно, когда в эфире говоришь только ты, когда не нужно приводить веские доводы и аргументы. Отличный подход. Только для КНДР. Там тоже монополия на истину.
Среди политических деятелей сегодня на антитабачном фронте наиболее активны Анна Гопко, Игорь Луценко, Михаил Головко, Оксана Корчинская, Олег Мусий, Ольга Богомолец, Павел Унгурян и некоторые другие.
Удивительное дело: в стране, где проблемой остается туберкулез и гепатит, где, в конце концов, идет война, внимание общественности отвлекается на бесконечную череду круглых столов и пресс-конференций, тема которых большинство людей вообще не волнует. Ну почему народный депутат О. Мусий хвастается в Фейсбуке своим фото с М.Блумбергом в Нью-Йорке (сделанным, кстати, во время пленарной недели в парламенте), а не своим присутствием в Охматдете либо в госпитале у раненых бойцов? Неужели он не догадывается, что то, чем он так активно занимается, даже не присутствует в числе проблем, волнующих украинцев? Хотя об этом красноречиво свидетельствует, например, исследование общественного мнения, ежегодно проводимое Фондом «Демократичні ініціативи ім. Ілька Кучеріва» и социологической службой Центра Разумкова. Доводим до сведения наших «борцов»: людей волнует нормализация ситуации на Донбассе, достижение мира, улучшение их материального положения, экономика… Ни один из более 2000 опрошенных не назвал среди волнующих его проблем «уменьшение потребления табака в мире».
Везде «Життя»
Помимо депутатских антитабачных активистов, в Украине создан целый ряд взаимосвязанных общественных организаций (ОО), рьяно борющихся против курения. При этом сам процесс борьбы для «общественников» куда важнее, нежели конечный результат. Абсолютно все подобные ОО «сидят» на международных грантах (наиболее известна программа частного фонда Bloomberg Philanthropies «Инициатива Блумберга по сокращению потребления табака»). В Украине насчитывается около 50 общественных организаций в сфере контроля над табаком, контролирующихся одними и теми же людьми, которые используют гранты этой программы. Общая сумма, полученная украинскими ОО от Фонда Майкла Блумберга с 2008 по 2015 гг., превышает 2 миллиона 672 тыс. долл. США. Особенно шокирует именно последняя цифра. Мы помним 2014 год – первые бои в Донецкой области, первая волна мобилизации, все село сбрасывается на бронежилет мобилизованному соседу, люди несут по 10-100-200 гривен в волонтерские центры, «срочно нужен ночник», «срочно нужен прицел», передают тушенку и носки на фронт.
Среди крупнейших получателей иностранных грантов ОО «Життя», председатель правления А.Скипальський, который, судя по всему, считает себя борцом среди борцов, заслуживающим всех без исключения пожертвований доноров. Официальный сайт Фонда Блумберга (https://tobaccocontrolgrants.org) свидетельствует, что в 2010 г. ОО «Життя» получила грант на сумму 550 тыс., в 2012-м — 341 тыс. и в 2014-м — 325 тыс. долл. США.
Первые активисты в сфере контроля над табаком – Анна Гопко, Константин Красовский, Андрей Скипальский, Наталья Торопова – начали работу в Украине еще в 2007 г., в качестве консультантов международной общественной организации «Кампания за будущее детей без табака». На сегодняшний день под их руководством, либо с их участием, работают следующие общественные организации:
• «Коаліція громадських організацій та ініціатив «За вільну від тютюнового диму Україну» (объединяет более 50 организаций в сфере контроля над табаком, большинство из которых являются региональными отделениями ОО «Життя»);
• Центр контроля над табаком ОО «Життя»;
• Украинский институт стратегических исследований МОЗ Украины, заведующий сектором контроля над табаком (руководитель – К.Красовский);
• Центр демократии и верховенства права (ранее ОО «Інститут медіа права», директор Т.Шевченко);
• «Детектор медіа» (основатель и главный редактор Н.Лигачова);
• PR агентство «Красні Комунікації», (А. Соколенко).
Среди партнерских организаций: Всемирный банк, Реанимационный пакет реформ, «Демократический Альянс» и др.
Имитация борьбы
ОО активно используют такие инструменты влияния на политиков и общественное мнение, как пресс-конференции, флэш-мобы, демонстрации, публикации (часто – непроверенной информации), обвинения известных лиц и журналистов в лоббировании коммерческих интересов. Получатели грантов проводят малоэффективные акции, пишут многочисленные законопроекты и составляют отчеты для иностранных спонсоров. Те же, в свою очередь, выделяют отечественным активистам борьбы с курением достаточно серьезные средства.
Собственное свидетельство Анны Гопко: «Я всегда зарабатывала больше 20 тыс. грн в месяц — это была зарплата с учетом уплаты всех налогов». Но вряд ли такой зарплатой можно объяснить наличие в собственности г-жи Гопко четырех квартир (34,8, 46,6, 56,9, 52,4 м кв.) и земельного участка 0,1 га. Плюс еще 4 квартиры (46,6, 40,8,32, 41,8) и дом (117 м кв.) записаны на ее мужа, экономиста «Каргил». А.Гопко пришлось задекларировать эту недвижимость в момент ее избрания народным депутатом в 2014 г., на тот момент официально не работающей.
Если учесть, что только в 2004 г. она окончила факультет журналистики Львовского государственного университета и поработать успела лишь в 2005-2007 гг. менеджером по коммуникациям в проекте международной помощи ISC/UCAN USAID по развитию гражданского общества, то, похоже, заработать свой капитал она могла разве что в сплошной борьбе с табачниками, начав свою деятельность (2007-2009 гг.) координатором в Украине проектов международной общественной организации «Кампании за будущее без курения». Затем – в 2009-2013 гг., продолжив работу соучредителем и заместителем председателя правления регионального центра гражданского представительства «Життя».
А ведь кроме недвижимости на счетах в банках значились (декларация за 2014 г.) на более полутора миллионов только личных сбережений. Элементарная арифметика невольно склоняет к мысли, что борьба с табакокурением приносит не только моральные дивиденды…
Особенностью этой борьбы является и то, что общественным организациям не выгодна окончательная победа, поскольку в этом случае денежные потоки могут ослабнуть, либо вообще иссякнуть. То есть борцов с курением интересует сам процесс, а не результат. Вспоминается один мост в Киевской области, который ремонтировали 23 (!) года. Темпы ремонта моста были обратно пропорциональны скорости строительства красивых особняков у тех, кто за этот ремонт отвечал.
На сегодняшний день законодательство в сфере табака в Украине является более жестким, чем в США, Японии, большинстве стран ЕС. Однако когда в марте 2015-го Всемирный банк одобрил предоставление увесистого гранта для Украины «Улучшение охраны здоровья на службе у людей» на сумму примерно 215 млн долл. США (часть этой программы направлена на борьбу с курением), антитабачные активисты тут же оживились. Они провели круглый стол, на котором объявили о необходимости адаптации к новой Директиве ЕС 2014/40 о регулировании производства и продажи сигарет, которая, кстати, вопреки заявлениям благородных активистов, еще не вступила в действие в странах ЕС. (Полноценное вступление в действия Директивы запланировано на 2020 г., в то время, как у нас ее хотели ввести на следующий же день после принятия соответствующего законопроекта.) Новые изменения в регулировании производства и продажи сигарет были заложены в законопроект №2430, который, вопреки регламенту парламента, был перерегистрирован под №2820.
Бракоделы, верните деньги заказчику
«Не секрет, что сегодня Украина – настоящий Клондайк для табачного лобби», - написал Андрей Скипальський в колонке «Економічної правди» 25.05.2016 г. Однако в реальной жизни именно лоббисты М.Блумберга, а не табачной индустрии чувствуют себя в Украине как рыба в воде. Это как раз и позволяет им, пользуясь уважаемым интернет–ресурсом, оказывать беспрецедентное давление на чиновников и народных депутатов, называя их претендентами на антипремию «Золота коса». Ну как, например, может г-н Скипальский обвинять главу налогового комитета ВР Нину Южанину в том, что она «в декабре 2015 г. неистово боролась за снижение ставок акциза на табак, явно играя на стороне табачных корпораций»? Ведь, в конечном итоге, именно она в конце декабря 2015 года представила в парламенте законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, согласно которому с января 2016-го на 40% возросла специфическая ставка акцизного налога и на 20% выросла эффективная адвалорная ставка – за счет включения НДС в базу налогообложения.
С другой стороны, любые попытки приподнять завесу секретности над технологиями «грантоедства» вызывают крайне нервную реакцию в стилистической манере а-ля: «А ты вообще кто такой!?»
Достаточно вспомнить, что как только кто-либо поднимает вопрос о качестве «законодательного продукта», предлагаемого Андреем Скипальским, такого человека немедленно причисляют к «табачным лоббистам», обливают потоками оскорблений и чуть ли не объявляют «врагом народа». Хотя вполне резонно звучит вопрос о 325 тыс. долл., заплаченных Фондом М.Блумберга украинским табачным антилоббистам за «бракованный» законопроект №2820. Кстати, сейчас над этим браком сушат головы члены специально созданной парламентом рабочей группы. Ведь нельзя же всерьез называть законопроектом google-перевод отдельных фрагментов Директивы ЕС.
То есть, получилось, что деньги потрачены, а закона нет. А пока не отчитаешься, новые ведь не дают? Так что, господа антилоббисты, хотели за деньги Европу опередить, но не получилось – верните деньги заказчику.
Иллюстрация: О. Мусий с М.Блумбергом в Нью-Йорке