Присоединение Украины к декларации о строительстве Via Carpathia говорит о том, что дело зашло дальше инициатив и формальных протоколов, но здесь есть несколько важных вопросов. Об этом в комментарии Wschodnik сообщил экономический обозреватель Андрей Блинов.
«Подписанная Украиной Вторая Ланьцутская декларация – это амбициозный проект ряда восточных стран Евросоюза. Они хотят построить магистрали вдоль бывшей границы Советского Союза в обход России, Беларуси и Украины. Основная часть этой магистрали должна пройти от портов Балтики, в первую очередь, из Клайпеды, к Черному и Средиземному морям – на румынский порт Констанцу на Черном море и греческий Александропулос. Так сложилось исторически, что вдоль границы с Украиной по территории Польши, Словакии и Венгрии с севера на юг не проходят большие широкие магистрали, способные относительно безопасно пропускать большое количество транспорта. Имеющиеся там дороги достаточно узкие, местечковые», - пояснил эксперт.
«Почти все страны ЕС уже построили дороги на направлении восток-запад. Но с направлением север-юг дела обстоят хуже именно в восточной части Евросоюза. Поэтому проект Via Carpathia призван, в первую очередь, решать транспортные проблемы Литвы, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Греции. Все остальные страны являются либо косвенными бенефициарами, либо же вообще не получают выгод от этого проекта. Среди бенефициаров, например, Болгария, Латвия и Эстония», - добавил он.
По мнению Блинова, Украина могла бы получить определенную выгоду, от выделения средств на реконструкцию собственных дорог в рамках проекта Via Carpathia.
«Насколько я понимаю, заместитель министра инфраструктуры Оксана Рейтер подписала эту декларацию с пониманием того, что Украина получит из европейских структурных фондов деньги на реконструкцию собственных проектов, например, дорог от границы с Польшей до Киева или дороги Луцк-Черновцы. Это, конечно, очень хорошие проекты. Было бы неплохо, получить эти деньги от Европы. Но здесь есть две загвоздки», - отметил он.
«Во-первых, я не знаю случаев (хотя, возможно, они и есть) когда европейские структурные фонды финансировали бы инфраструктурные проекты вне территории ЕС, даже в стране, находящейся в ассоциации с ЕС. Понятно, что Украина – это особый случай, и мы рассчитываем некоторым образом сломать традиции. Но никаких гарантий нами не получено», - считает Блинов.
«Во-вторых, Украине выгодно, чтобы грузы с севера шли на ее порты. Например, на порты Черного моря. Есть же контейнерная перевозка Ильичевск-Клайпеда. Более того, если говорить о дороге через Карпаты, то сейчас, согласно основному проекту, карпатские отроги фактически будут пересекаться дважды – сначала в Польше, а потом в Румынии. В то же время, еще со времен СССР и даже раньше, существовала дорога, проходящая через территорию Белоруссии, Луцк, и Черновцы. Она проходит восточнее Карпатских гор, не пересекая их. Потом от Черновцов можно двигаться либо же на Констанцу, или же поворачивать на восток и ехать в сторону Одессы. Украина в перспективе планировала реконструировать дорогу от Львова через Тернополь и Винницу на Одессу», - объяснил он.
Поэтому, по словам эксперта, есть сомнения в целесообразности присоединения Украины к этой декларации.
«Первое – можно ли будет воспользоваться европейскими структурными фондами и получить из них деньги на внутренние дороги. Второе – не случилось ли так, что присоединившись к этой декларации, мы фактически дали добро на создание конкурента, как в плане отваживания потоков от одесских портов, так и в плане отхода Украины от автодорог с любыми товарами, следующими из Литвы, северной Польши и так далее?», - отметил Блинов.
«На эти вопросы я пока не получил достаточно компетентного ответа от украинских властей. Зачем нам это нужно? Я не видел подсчетов по транзиту. Возможно, их и делали. Но госпожа Рейтер сказала, что это больше протокол о намерениях, и говорить о конкретных цифрах, грузооборотах и технико-экономической составляющей этой магистрали пока преждевременно. По украинской версии, этот проект находится в очень глубокой стадии разработки. Но сам факт подписания такой декларации говорит, что дело зашло дальше инициатив и формальных протоколов», - заключил он.
Напомним, в декабре 2015 года министр инфраструктуры и строительства Польши Анджей Адамчик заявил о намерении построить транспортный коридор Via Carpathia, связывающий порты Черного и Средиземного морей с портами Балтийского моря. Запуск этого проекта позволит развить и укрепить экономические связи внутри Европейского Союза, а также простимулирует экономическое развитие соседних стран.
3 марта в Варшаве в рамках создания проекта была подписана Вторая Ланьцутская декларация. К ней помимо Польши присоединилась Украина, а также Болгария, Чехия, Греция, Венгрия, Литва, Словакия, Румыния и Турция. Изначально планировалось, что ответвления от Via Carpathia будут отходить в ряд других стран, в том числе и в Украину.