Законопроект №4057 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно особенностей обращения в доход государства денежных средств, валютных ценностей, государственных облигаций Украины, казначейских обязательств Украины, драгоценных металлов и/или камней, других ценностей и доходов от них до вынесения приговора судом», принятый Верховной Радой Украины в первом чтении 17 марта, не соответствует Конституции Украины.
К соответствующему выводу пришли Уполномоченный Верховной Радой Украины по правам человека совместно с представителями институтов гражданского общества по результатам проведенного экспертного анализа документа.
Как отмечается в тексте заключения, обнародованном на сайте омбудсмена, согласно статье 41 Конституции Украины никто не может быть противоправно лишен права собственности. Конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом.
Там подчеркивается, что Конституция Украины предусматривает принудительное отчуждение имущества только при условии полного возмещения его стоимости или в результате конфискации. Предложенное же в законопроекте обращение в доход государства имущества не может считаться конфискацией, поскольку такое лишение права собственности на имущество допускается законом лишь как санкция за совершение правонарушения и только после признания лица виновным в его совершении.
Также омбудсмен полагает, что законопроект ограничивает право лица на судебную защиту и в этом аспекте не соответствует части третьей статьи 129 Конституции Украины.
Как отмечается, экспертное заключение направлено Председателю Верховной Рады Владимиру Гройсману и председателю Комитета ВРУ по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрею Кожемякину с предложением учесть его при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Напомним, что ранее Главное научно-экспертное управление Верховной Рады рекомендовало отклонить законопроект по той же причине. В выводах управления отмечалось, что нормы законопроекта противоречат Конституции Украины и законодательству об уголовной ответственности.