Эксперты считают, что без судебной реформы с проблемой не справиться
Несмотря на то, что борьба с коррупцией в Украине и сегодня остается одним из главных приоритетов государственной политики, объемы взяточничества в стране продолжают расти. Причем вырос как и сам размер взятки, так и общая сумма, которую получили коррупционеры в прошлом году. Об этом свидетельствуют данные международной компании Transparency International, которая проанализировала объемы коррупции в Украине. «Сегодня» разобралась, почему ситуация на антикоррупционном поприще становится только хуже и чего нам ждать до конца этого года.
КУРС ВЗЯТОК. В целом ситуация с коррупцией несколько ухудшилась за последний год не только у нас, но и во всем мире: даже страны, которые входят в первую пятерку по индексу восприятия коррупции (Дания, Швеция, Новая Зеландия) за последние 2—3 года утратили в международном рейтинге несколько пунктов. Украина в этом соревновании уже который раз занимает 130-е место. И у нас ситуация тоже ухудшилась: если в 2014 году средний размер взятки составлял 30 тыс. грн, то в 2015-м этот показатель вырос уже до 40 тыс. грн. По словам представителя «Transparency International Украина» Ирины Рыбаковой, такое положение дел вызвано ростом курса доллара и девальвацией гривни, потому что в валютном эквиваленте сумма средней взятки уменьшилась — с $2,3 тыс. в 2014 году, до $1,5 тыс. в 2015-м. Но, по словам главы правления общественной организации «Ворам по рукам» Виктории Кулаковской, есть и другая причина негативной динамики: «Нам после революции обещали активные реформы и люстрацию. Соответственно, чиновники, которые находились у власти, решили перед уходом взять денег побольше. Вот и выходит, что ставки выросли. Плюс я такое положение дел связываю с тем, что сейчас все-таки проводятся кое-какие реформы и повышается риск того, что чиновник-взяточник может попасть под раздачу. Соответственно, коррупционеры повышают тарифы «на риск» и увеличивают объемы», — добавила она в разговоре с «Сегодня».
ТЮРЬМА И ШТРАФЫ. Плачевная ситуация в стране пока и с наказанием за получение неправомерной выгоды. Согласно исследованию, только пятая часть людей (19%), получавших взятки в прошлом году, оказались в тюрьме, а десятая часть всех осужденных за взятки были и вовсе оправданы. Рыбакова отмечает: несмотря на то, что у нас максимальной срок за коррупционные действия составляет 12 лет, такого наказания не получал еще никто. «К тому же у нас, если взяточников и судят, то они, как правило, не очень высокого ранга — заместитель мэра, может — мэр. У нас суды вообще не расценивают взяточничество как преступление, за которое нужно наказывать по-крупному», — считает она. В целом средний срок заключения за взятку сейчас составляет 4 года и 7 месяцев, а максимальный из всех, которые зарегистрировала организация — 8—10 лет. При этом в разговоре с нами представитель Transparency International призналась, что подобные приговоры появились только в последние несколько месяцев, и связала эту тенденцию с созданием ряда антикоррупционных органов (Национальное антикоррупционное бюро и Нацагентство по противодействию коррупции). Больше всего коррупционеров наказали испытательным сроком (38%). Еще 34% ограничились штрафами, средний размер которого едва превысил 20 тыс. грн. «У нас были случаи, когда осудили чиновника, получившего взятку в размере 22 тыс. грн. Средний размер штрафа в такой ситуации — 19 тыс. грн. То есть он сейчас возьмет еще раз эти деньги и заплатит с легкостью свой штраф», — объяснила нам Рыбакова.
ПРОГНОЗ. Рыбакова признается: в НАБУ их организации пообещали, что к концу года Украину потрясет ряд громких дел, связанных с крупными коррупционерами. «Сейчас Бюро расследует дела, связанные со взяточничеством судей — там суммы взяток достигают порядка полумиллиона гривен», — говорит она. Впрочем, Виктория Кулаковская считает, что для успешной борьбы с коррупцией нужна твердая воля президента и властной вертикали: «Сегодня созданы очень правильные новые органы. Но нам нужно сохранить их независимость для успешной борьбы с коррупцией! К сожалению, сейчас зависла в воздухе судебная реформа, а ведь она жизненно необходима на этом поприще. По большому счету, неважно, какие шаги будут предпринимать НАБУ и другие правоохранительные органы — любое наказание заканчивается именно в судах. И, к сожалению, у нас 25 лет судебная система работала таким образом, чтобы выжимать из людей деньги, и коррупция в этой сфере воспринимается как норма». Общественница добавляет, что неэффективной будет работа по борьбе с коррупцией и без новых людей в органах: «Пока вся система не будет изменена, новосозданные органы типа полиции не смогут работать эффективно», — подытожила она.