Чистка банковского сектора, широко разрекламированная руководством Нацбанка, не принесла позитивных результатов. Об этом, как написал на своей странице в Facebook экс-глава НБУ, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов, свидетельствуют январские данные работы финучреждений.
При этом не помогла даже подтасовка с выборкой банков: сейчас даются данные только по здоровым, платежеспособным финансовым учреждениям.
«Если сравнить их с прошлым годом, то видно, что чистый процентный доход уменьшился за два года с 4,5 млрд. грн. в январе 2014 до 3,2 млрд. грн. в январе 2016. Причина проста: в гиперинфляционной экономике стоимость депозитов выросла даже с учетом громадного их оттока. Процентные ставки по депозитам населения за два года выросли наполовину, с 12 до 18% годовых. А процентные доходы, наоборот, снизились. Кредитные портфели перестали приносить прибыль даже с учетом роста процентных ставок по кредитам. Экономику подкосила девальвация и неразбериха», - полагает Арбузов.
Также за год вдвое уменьшился чистый комиссионный доход – до 1,7 мрлд грн, вернувшись на уровень января 2014 года.
«Но это даже хорошо, поскольку всплеск комиссионных доходов в начале 2015 года отражал вынужденные спекуляции банков вследствие издевательства над валютным рынком со стороны Национального банка. То он продавал валюту на аукционах, то выдавал рефинансирование будущим банкам банкротам. Банки в то время смогли неплохо подзаработать на разнице курса, а сейчас спекулировать уже не за что», - написал он.
По мнению Арбузова, никаких особенных инноваций в банковской сфере за два года не произошло.
«Основу доходной части – кредитование, умертвили, а новые банковские продукты не запустили, поскольку нет ни работающего рынка, ни платежеспособного спроса, ни уверенности в завтрашнем дне. Странная получилась чистка системы: убили работающую банковскую модель, ничего нового не создали», - написал Арбузов.
Как позитив он отметил то, что отчисления в резервы выросли не так динамично. «Прошлогодний шок девальвации банки уже переварили, февральский – еще не отразили. Все еще впереди», - полагает экс-глава НБУ.