Украине грозит резкое обострение криминогенной ситуации! В Госпенитенциарной службе (ГПТС) подсчитали, что по знаменитому «закону Савченко» на волю могут выйти почти 50 тысяч заключенных, а уже освободились почти 1000 преступников! Придумали схему, как использовать закон, даже самые опасные, которые сейчас осуждены на пожизненное заключение. «Сегодня» разбиралась, чем это грозит украинцам.
Напомним, согласно «закону Савченко», день содержания в СИЗО приравнивается к двум. По такому принципу на воле уже оказался судья-колядник Игорь Зварич. Как рассказала «Сегодня» спикер ГПТС Екатерина Денисюк, по их данным, под действие закона подпадают 48 тыс. 835 заключенных (всего в Украине около 80 тысяч «сидельцев». — Авт.). То есть выйти могут больше половины всех заключенных страны! «На них закон распространяется по формальным признакам, — уточняет Екатерина Денисюк. — Но это не значит, что они все будут освобождены. Во-первых, закон может быть применен к тем, кто изъявит желание и подаст ходатайство в суд (часть заключенных отказываются, потому как им некуда возвращаться. — Авт.), во-вторых, подчеркиваю, последнее слово всегда за судом. По состоянию на 29 января нормы были уже применены к 2686 заключенным. Из них 976 были освобождены, остальным сроки были сокращены».
По данным наших источников в Минюсте, не исключено, что новым законом воспользуются и пожизненники. Согласно украинским законам, пожизненники, отсидевшие 20 лет, имеют право подавать прошение на помилование. Но, благодаря «закону Савченко», они смогут сделать это раньше. А на позижненное, напомним, в Украине осуждают за особо тяжкие преступления, очень жестокие и серийные убийства. «Мы считали, что теоретически суды могут пересчитать сроки пожизненникам, но однозначного мнения об этом пока нет. Например, судьи предварительно разъяснили нам, что нормы закона на «пожизненников» не распространяются», — рассказали нам в ведомстве.
Правозащитники бьют тревогу. «В течение этого года могут быть освобождены около 5 тыс. человек, остальные — позднее. У нас и так повысился уровень преступности из-за того, что многие люди потеряли жилье, не имеют постоянной работы. Освобожденные заключенные — это потенциальные претенденты на возврат в эту систему. Надо бояться освобождения серьезных преступников, которые могут оказаться на свободе. Тех, кто совершил разбой, грабеж, ведь исправления человека в тюрьме зачастую не происходит», — рассказала нам эксперт в области прав заключенных и член Общественного совета при ГПТС Татьяна Яблонская. По ее словам, в законе есть и плюсы — в виде разгрузки тюрем и улучшения условий для оставшихся заключенных.
Один из авторов «закона Савченко», нардеп Леонид Емец опроверг информацию сестры Надежды Савченко Веры, что вскоре в документе появятся корректировки и дополнения. «Не планируется. Преступников нужно сажать в тюрьму, а не держать их в СИЗО. Это должно быть персональной ответственностью правоохранителей. Чем меньше преступники сидят в СИЗО, тем справедливее», — говорит Леонид Емец.
В профильном комитете Рады также считают, что этот закон не усугубит криминогенной ситуации в стране. «Закон верный. Давайте скажем честно – это не огульная амнистия, это акт гуманизации. СИЗО не предусматривает тех более человечных условий, которые есть в любой колонии, где люди имеют возможность совершать прогулки, работать, где лучшие бытовые условия. Следовательно, 1 день нахождения в СИЗО приравнивается к двум, отбытым в местах лишения свободы», — сказал нам член комитета Владимир Мысик.
Не видят особых проблем и в МВД. «Лучше бы преступники сидели в тюрьмах, но если выйдут и будут нарушать закон — будем задерживать и бороться с рецидивом», — заявил нам спикер ведомства Артем Шевченко.
Один из заключенных, отбывающий сейчас свой шестой срок (!) за кражи и угоны в Николаевской области рассказал «Сегодня» по телефону, что также намерен подать ходатайство на пересчет срока. «Думаю, что будет позитивное решение, ведь даже по старым нормам мне осталось сидеть 10 месяцев», – рассказал он.