На украинском финансовом рынке криптовалюты сейчас находятся в «серой зоне». Их официально не легализовали, хотя такие намерения неоднократно озвучивались. Но, несмотря на это, украинцы пользуются ими все активнее. Например, криптовалютами уже можно рассчитываться в некоторых интернет-магазинах, и не только.
О том, что представляет собой этот финансовый инструмент, насколько он надежен, и каковы его перспективы, с корреспондентом ForUm`a говорил директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем «ЕМА», глава комиссии по платежам общественного совета при НБУ Александр Карпов.
- Александр, что представляют собой криптовалюты и чем они принципиально отличаются от обычных бумажных денег?
- Последние несколько лет мы с коллегами достаточно остро дискутируем о том, что есть электронные деньги, криптовалюты и безнал. Все вышеперечисленное – это не наличные деньги, которые обращаются в некоем виртуальном мире, они доступны нам по мере необходимости и предназначены, по мнению их создателей, для разных целей. Но у потребителя цель всегда одна – осуществить платеж за товар или услугу. Никакой другой задачи по умолчанию здесь нет.
В последнее время криптовалюты начали выделять в отдельный подвид. Хотя с точки зрения функционала, для меня, как для пользователя, что криптовалюта, что электронные деньги, что обычный безнал на счету практически равноценны в плане потребительских качеств. Но, тем не менее, есть предвзятое мнение о том, что криптовалюты – это что-то незаконное, неудобное и не проверенное, что из-за них можно получить какие-то проблемы. В общем-то, это мнение регулярно подогревается и правоохранительной системой, и отдельными регуляторными органами, особенно в странах бывшего СССР.
В США тот же биткоин и его производные регулируются как биржевой товар. В принципе, согласно теории, любые деньги включены в цикл «товар-деньги-товар». Но в данном случае, криптовалюта выступает в качестве товара. Так вот, в Америке регулирование пошло по этому пути. Они разрешили обращение биткоинов в качестве биржевого товара, что позволяет переводить обычные деньги в криптовалюту и наоборот, через биржевые операции. В Европе разные страны по-разному отнеслись к этому явлению, но все они определяют криптовалюты как аналоги денег, то есть не как заменители банкнот или суррогаты, как сказали в РФ, а именно как аналоги.
НБУ по каким-то причинам не счел возможным быть первым в Европе центральным банком, который бы отрегулировал криптовалюту, хотя такой шанс был. Хорошо это или плохо, как говорится, покажет время. Споры о том, что должно быть сначала: финансовый продукт или регулирование, это споры из серии «что было раньше курица или яйцо?».
Отмечу, что в Украине, особенно в последний год, было достаточно проблемно купить иностранную валюту для внешнеэкономических расчетов или для поездок за границу. В первую очередь это касается представителей малого и среднего бизнеса. Потому некоторые предприниматели выходили на площадки, где шла торговля криптовалютами, покупали ее за наличные или по безналу и оплачивали товар, скажем, из Китая. Это, к слову, о том, нужны ли криптовалюты, доверяют ли им потребители.
Вот сейчас на слуху новость о том, что крупнейший украинский банк запустил прием биткоинов для своих клиентов, занимающихся интернет-торговлей. А недавно у меня с представителем одного банка была дискуссия о том, не нарушает ли его банк украинское валютное законодательство относительно приема платежных продуктов нерезидентов на территории Украины с отсылкой товара за пределы страны. В этой теме сейчас есть достаточно много вопросов, которые крутятся вокруг да около, но одно могу сказать без колебаний: прогресс остановить достаточно сложно. Независимо то того, будет НБУ регулировать криптовалюты или нет, потребитель выберет то, что ему выгодно. Сегодня потребитель свой выбор сделал. Потому, может, даже и хорошо, что никто ничего не регулирует, ведь у нас регулирование в части трансграничных операций проходит не так хорошо, как хотелось бы бизнесу и потребителям.
- Какой сейчас объем рынка криптовалют в Украине?
- Официальной информации и тем более точной статистики здесь нет, по причине отсутствия какого-то центрального хаба, который собирал бы эти данные. Можно давать только какие-то прогнозы, но я бы от этого воздержался.
Украина и украинские инновационные предприниматели являются активными игроками на мировом рынке криптовалют. В том числе это касается и так называемой добычи криптовалют, то есть, использования процессинговых мощностей наших компьютерных систем для обработки операций с использованием таких валют, и получения вознаграждения в виде новых криптомонет или их частей. Также на специализированных сайтах или в фейсбук-сообществах можно увидеть много представителей Украины. Общеизвестно, что в этой сфере много украинцев, много наших бывших граждан, живущих в других странах, в первую очередь в Израиле и США. Но не думаю, что кто-то сейчас сможет назвать точные цифры. Разве что, частичными данными об объемах рынка могут владеть те, кто занимается обменом криптовалют на обычные деньги.
- Ок. А как обстоят дела с уплатой налогов, если бизнес проводит операции с криптовалютами?
- В Европе было принято официальное решение о том, что поскольку регулятор приравнивает криптовалюту к обычным деньгам, то и все операции с налогообложением должны проводиться так же, как и с обычными деньгами. У нас же на практике может быть так, что украинский предприниматель на свой страх и риск использует тот платежный инструмент, который ему нужен, чтобы получить товар, заказанный за пределами Украины. Потому все вопросы должны задавать ему, а не тем организациям или частным лицам, которые являются посредниками на рынке криптовалют. Хотя правоохранительные органы в четвертом квартале прошлого года пытались задавать отдельные вопросы отдельным представителям этой индустрии. Но здравый смысл здесь восторжествовал.
Я бы привел один пример. Частные предприниматели, согласно Налоговому кодексу, формально не могут принимать электронные деньги, то есть только наличные или безнал. Так как электронные деньги НБУ выносит в отдельную категорию, они не признаны ни наличными, ни безналичными. Хотя, как по мне, они все же ближе к безналу и могли бы быть его подвидом. Соответственно у достаточно большого сегмента украинских предприятий нет возможности работать с электронными деньгами, правильно вести их бухгалтерский учет, а также принимать участие в их обороте. Нечто подобное может произойти и с криптовалютами. Но в то же время нельзя забывать, что подавляющее большинство украинских предпринимателей (особенно плательщики единого налога) во всех смыслах имели государство ввиду, в том числе и в плане отчетности. Потому проверить, каким образом у бизнесменов появился товар и как за него заплатили, сложно. Наверное, налоговики скажут, что это возможно. Я же скажу, что, наверное, когда-нибудь это будет возможно, но сейчас – нет. По крайней мере, нынешние экономические условия и формат деятельности налоговой службы не подтверждают возможность тотального контроля деятельности субъектов хозяйствования и проверки того, какие платежные средства они принимают.
- Подходят ли криптовалюты, тот же биткоин, для накопления?
- Классическая форма прибавочной стоимости и политэкономии, которой оперировали в 19-20 веке многие экономисты и политологи, предполагала формулу «товар-деньги-товар». Любой товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Ситуация на рынке нефти и газа в последние 9-12 месяцев является ярким тому подтверждением. Потому попытки обвинить криптовалюты в том, что это похоже на «честный отъем денег» притянуты за уши. Просто в плане совершения расчетов вам совершенно все равно, сколько в данный момент стоит та или иная криптовалюта. Вот, когда вы покупаете 100 евро, то вы ведь осознаете, что вчера это было 8 гривень, а сегодня – 32, ну или дай бог наоборот.
Спекулятивные операции - это стандартный механизм работы финансового рынка. И говорить, что это неправильно, означает, как минимум противоречить здравому смыслу и экономической теории. Потому, если кто-то считает возможным спекулировать на криптовалюте и удачно оценивает риски ее роста или падения, то, как говорится, большому кораблю – большое плавание. Но нужно отдавать себе отчет, что это такой же спекулятивный в плане инвестирования инструмент, как и акции, облигации и другие вещи, обращающиеся на финансовом рынке. Если вы не профессионал, а вам кажется, что вы можете что-то заработать, то вспомните, о судьбе тех, кто в 90-е вкладывал деньги в финансовые пирамиды. Если вы готовы рискнуть, то вы готовы рискнуть. Но при этом не получится рискнуть, проиграть и потом предъявлять претензии инструменту или организации, предоставляющей этот инструмент, ссылаясь на то, что он незаконный, или как-то апеллировать к регуляторным или правоохранительным органам. Вернее, можно, но бесполезно.
- Как криптовалюты влияют на глобальные финансовые процессы?
- Они не дают «спать» финансовому сектору. Дело в том, что стоимость использования любого платежного инструмента должна быть обоснованной. К слову, мы сейчас находимся в процессе доработки проекта адаптации платежной директивы ЕС в украинское законодательство. Одной из ключевых идей, проходящей через все 100 страниц этого документа, является мысль, что разумная цена должна присутствовать на любом этапе предоставления услуг потребителю. Когда предприниматели или стартапы, занимающиеся криптовалютами, осознано обвиняют банковскую систему и традиционные финансовые институты в том, что у них все дорого, они имеют на это право. Конечно, это не означает, что все должно кардинально подешеветь буквально завтра. Но, вместе с тем, это позволяет понимать, что мы можем претендовать на расширение рынка и свой «кусок пирога» только в том случае, когда «наша» себестоимость будет ниже, а потребитель будет использовать финансовые инструменты, которые предлагают не только традиционные финансовые организации. Можно сказать, что криптовалюты заставляют постоянно оценивать наши перспективы. Можно ведь ничего не делать и через какое-то время остаться без клиентов, без рынка, без дохода и без работы. А это никому не нужно. Потому разумная конкуренция между разными сегментами и институтами финрынка, а также конкуренция между продуктами с точки зрения цены, качества, скорости и так далее, идет на пользу и рынку, и его участникам, и потребителям.
Кроме того, в рынок криптовалют вливают достаточно много денег на разных площадках в разных странах. То есть, многие традиционные финансовые институты, регуляторы и другие участники уже осознают, что облачные технологии, технологии блокчейн, позволяют удешевить операции по передаче денег и информации. Стоит отметить, что речь идет не только о деньгах, но и о передаче в распределенном режиме любой информации, первичного и вторичного владельцев которой нужно однозначно идентифицировать всем участникам рынка. И используя блокчейн это можно сделать в гораздо более комфортном режиме, чем при использовании других финансовых платформ для транзакций.
Такие инновационные подходы и решения, а также давление на традиционные механизмы перевода денег, хранения информации, и ее оборота тоже идут на пользу рынку. Приведу простой пример. Традиционный финрынок и его инструменты – это стационарный телефон, а криптовалюты и блокчейн – это смартфон. По сути, и то и другое звонит. Но у второго инструмента гораздо больше функций. И это позволяет многим из нас не иметь домашнего телефона. С точки зрения технологий и ценообразования криптовалюты и любые другие инновации, приводящие к возникновению новых проектов и продуктов, заставляют финансовую индустрию развиваться. С другой стороны, в результате конвергенций с новыми участниками рынка, появляются новые продукты, облегчающие жизнь. Кто когда-то мог подумать, что мы будем переводить деньги через мессенджеры? Тем не менее, это уже возможно. Кто полгода назад мог сказать, что крупнейший банк позволит украинским предпринимателям получать к оплате биткоины? Но это происходит здесь и сейчас.
Если мы хотим быть на острие научно-технического прогресса (вспоминая старую советскую шутку) то нужно как минимум не противиться этому прогрессу. Мы должны быть его участниками, изучать, что происходит на рынке, осознавая все преимущества, недостатки и опасности, сопровождающие его развитие. Делать вид, что рынок не развивается тоже можно. Но надо помнить, что динозавры и мамонты, в конце концов, вымерли. Если отдельные традиционные финансовые институты считают, что им ничего не грозит, то мы посмеемся вместе с их бывшими сотрудниками через три-пять лет.
- Чаще всего в разговорах о криптовалютах упоминается биткоин. А сколько их существует в принципе, и как оценить надежность той или иной криптовалюты?
- Как оценить надежность? Все зависит от задачи, которую вы собираетесь решить. Например, вам нужно рассчитаться с поставщиком или другом, либо же просто перевести деньги, а другого способа (особенно для трансграничной операции) у вас нет. Тогда просто нужно погуглить наиболее популярные криптовалюты, посмотреть отзывы, найти площадку, которой доверяет наибольшее количество пользователей, и использовать криптовалюту именно там. Другого способа проверки в текущей ситуации не найти. Это не на 100% гарантирует вашу безопасность и надежность операции, но это единственное, что можно сделать.
Сколько существует криптовалют, какие они сейчас и какими они станут? Не думаю, что найдется кто-то, кто сможет ответить на этот вопрос. Напомню, как развивались обычные деньги. Вначале были ракушки-камушки, потом шкурки, потом медь, серебро, золото, а потом появились бумажные деньги. Примерно такая же эволюция ждет и криптовалюты. Но какой именно она будет, я сейчас не скажу. Наверное, лет через десять будет видная перспектива и тенденции, о которых можно будет с уверенностью говорить.
- Была информация, что в январе этого года в Раду будет внесен законопроект о легализации криптовалют. Как Вы оцениваете перспективы такого документа?
- Если честно, мы предлагали коллегам, занимающимся криптовалютами, дать свои предложения к нашему проекту адаптации евродирективы по платежам. Он действительно будет в ближайшее время зарегистрирован в Верховной Раде. Криптовалюты там напрямую не упоминаются, но адаптация на то и адаптация, чтобы творчески развить, добавить и учесть, именно то, что нужно нашему рынку. Коллеги посчитали, что они смогут решить свой вопрос как-то иначе. Потому сейчас у меня нет информации об их планах. Но думаю, что без поддержки регулятора финансового рынка шансов на прохождение такого законопроекта достаточно мало. И это если он еще появится.