Второй президент Украины — о том, почему не удалось договориться об обмене пленными, кого Украина не может посадить за стол переговоров и о тонкостях выборов на Донбассе
— Леонид Данилович, как восприняли новость о переносе изменений в Конституцию представители РФ и боевиков?
— Когда мы последний раз были в Минске, еще ничего не переносилось. Мы просто ставили условия: уважаемые господа, у нашего парламента тоже есть свое мнение по этим проблемам, и единогласно голосовать за это не будем потому, что Верховная Рада понимает последствия принятия этого решения. Мы не должны идти на принятие законов о выборах, изменений в Конституцию, если будем находиться в нынешнем состоянии: на Донбассе каждый день стреляют, причем увеличивается количество обстрелов, там подтягивают тяжелое вооружение, не выводят иностранные войска, можно сказать, российские, там не хотят вести разговор об украинско-российской границе. Но если нет нашей границы, то это не наша территория. Нужно выполнить решение Минского протокола – режим тишины, отвод тяжелого вооружения, обязательно, чтобы специальная миссия ОБСЕ сделала верификацию и сказала: «Да, вооружение отведено». Это же тоже не сделано. Только тогда можно говорить об успехах.
— Снова сорвался вопрос обмена пленными. Почему не удалось договориться в этот раз?
— Последний раз мы дважды договаривались о количестве, а потом они (представители боевиков. — Авт.) приезжали, и опять все по-новому начиналось. Для них затягивание этого процесса — как ниточка влияния на Украину, которую они боятся потерять. И они же обязательно эту проблему связывают с полной амнистией. Говорят: вы давайте амнистию на всех. Но амнистия, она же должна персональной быть! Сегодня мы амнистируем всех участников событий на Востоке, а завтра они будут еще жестче себя вести. Они уже так запутались в этом плане…
— Какая цифра в Минске обсуждалась в последний раз?
— 133 человека. Мы говорим: вы скажите хотя бы, у вас эти люди есть или нет? Они и этого не говорят. Думаю, там многих людей с нашей стороны уже нет.
— Стоит ли, по вашему мнению, менять формат Минска?
— Я хочу вас заверить: если не будет «Минска-2», то ничего не будет. Все развалится. Неужели кто-то думает, что по желанию Украины появится другой формат? Допустим, мы хотим, чтобы там появился Обама. А Обама этого хочет? В десяти приоритетах для США об Украине даже слова нет. А у Путина мы спросили — он согласен? Эта проблема уже когда-то обсуждалась, и Путин категорично сказал: мы не видим в этом формате России. Мы не в состоянии посадить за стол всех, от кого зависит и наша судьба в том числе. Не можем посадить за стол участников Будапештского меморандума.
— А какую страну вы бы хотели видеть на переговорах в Минске?
— Я — с удовольствием, чтобы там был Китай. Китай тоже подписывал это соглашение (Будапештский меморандум. — Авт.)! Но нам очень серьезно нужно искать компромисс, но не за счет Украины. Ни в коем случае! И еще раз говорю: у нас есть все основания требовать выполнения первых пунктов, которые записаны в минских протоколах, а тогда уже можно думать о каких-то шагах вперед.
— Открыт вопрос с выборами на неподконтрольных нам территориях. Как идут переговоры?
— Нас толкают со всех сторон и говорят: давайте проводить выборы. На какой территории? Это неподконтрольная нам территория! Давайте на минуточку подумаем: сегодня есть закон про выборы, мы внесли изменения в Конституцию, провели выборы. Чья эта территория будет? Люди, которые там при власти, обязательно изберутся под дулами автоматов. Они будут смотреть в сторону Киева? Они как смотрели в одну сторону, так и будут.
Три президента обсудили Минск
В День Соборности в Киеве в картинной галерее института им. академика Медведя три бывших президента Украины — Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко — открыли выставку «Войско Руси-Украины на защите Родины и Европы». После того как экс-первые лица государства познакомились с полотнами украинского художника Андрея Холоменюка, они рассказали о своем видении Минских переговоров и месте Украины в геополитике. Леонид Кравчук считает, что Минские переговоры — первый этап движения Украины к миру, но на них все не закончится. «Нужно двигаться на более высокий уровень. Вот сказал Порошенко — то, что касается Крыма, это «Женева+»! Это, мне кажется, нормальная пропозиция. Ее нужно изучать, анализировать и предлагать». Второй президент Украины, Леонид Кучма, отметил, что не раз предлагал Порошенко поменять себя на Кравчука в Минске. Но последний сразу же подчеркнул: он туда никогда бы и не поехал. «А меня не спрашивали, и вас не будут — президент подпишет указ и все!» — парировал Кучма. Леонид Данилович напомнил, что группа в Минске не принимает решения. Она — инструмент в руках «нормандской четверки». Третий президент страны Виктор Ющенко сказал, что сегодня в Восточной Европе есть шесть конфликтов, и в каждом из них присутствует РФ: «То, что у нас в Крыму и на Донбассе — не проблема отношений с Россией. Эта проблема носит геополитический характер. И чтобы ее преодолеть, украинско-российских отношений мало».