Сегодня мало кто помнит о введенном после войны Сталиным налоге на плодовые деревья. Естественно, народу он не понравился, и никто не собирался его платить. И застучали на шестой части суши топоры: люди рубили ни в чем не повинные деревья. В результате фрукты на базарах стали редкостью, сильно выросли цены. И первое, что сделал, когда пришел на короткое время к власти, Георгий Маленков — отменил налог на деревья. За это колхозники, и не только они, его долго помнили и хвалили.
ПЛАТИТЬ ДОЛЖНЫ ВСЕ
Как поведут себя граждане нашей страны, если Минфину удастся воплотить в жизнь свои намерения обложить налогом всю без исключения жилую недвижимость, включая даже хозяйственные постройки селян? И кто займет беспроигрышную, с точки зрения электоральной поддержки, позицию «защитника» народа?
Напомним, что Минфин недавно обнародовал свой проект нового Налогового кодекса. В нем предлагается взимать налог со всех домов и квартир, а также с промышленных и складских объектов. За квартиры общей площадью больше 300 квадратных метров и жилые дома, где больше 500 квадратных метров, будут брать по 25 тысяч гривен в год. Ставку налога на все остальные дома и квартиры будут определять органы местного самоуправления в пределах от 0 до 3% от минимальной заработной платы за квадратный метр площади. Минфин предлагает лишить налоговых льгот собственников промышленных объектов и складских помещений. Для них ставка налога также вырастет до 3% минимальной заработной платы за квадратный метр.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко предполагает, что правительство «не рискнет принимать этот закон отдельно, а включит его в проект госбюджета на 2016 год». Эксперт отмечает, что согласно обнародованным сведениям об этом налоге (полностью проект пока не опубликован), какие-либо исключения из него, скажем, для пенсионеров и малообеспеченных, не предполагаются. Льготы получат только участники боевых действий и бойцы АТО. По мнению эксперта, «теоретически это должно стимулировать украинцев продавать свою недвижимость и покупать меньшую, и какая-то часть населения будет избавляться от излишка».
ЦВЕТОЧКИ. ЯГОДКИ ВПЕРЕДИ
«Не знаю, как это сработает, — говорит Охрименко, — но такая идея есть». Он обращает внимание, что налог на недвижимость будут считать, исходя из минимальной заработной платы, хотя во многих странах, согласно требованию Евросоюза, такой налог рассчитывается, исходя из оценочной стоимости. В Украине тоже хотели пойти по этому пути, но остановила, как считает Охрименко, трудоемкость ежегодного пересчета такого огромного массива данных.
«Решили: это сложно, давайте пока не трогать, — отмечает Охрименко и прогнозирует: — В будущем этот налог (0-3 или 0-5%) будут брать с кадастровой или оценочной стоимости. Сумма получится довольно таки большая — значительно больше, чем сейчас. В Минфине посчитали — это ровно 40 миллиардов гривен». «Действительно, налог на недвижимость в некоторых странах ЕС довольно болезненный, — говорит эксперт. — Идем в Европу своим путем. Потому что позарез нужны деньги».
Елена Шуляк, глава совета Ukrainian Building Community говорит от лица строительного сообщества: «На мой взгляд, Министерство финансов попыталось решить серьезную задачу. С одной стороны, сегодня остро стоит вопрос наполнения бюджета, а с другой — необходимо выдерживать баланс справедливого налогообложения, чтобы не пострадали малообеспеченные слои населения». Но при этом, судя по всему, отмечает она, «далеко не в полной мере привлекали экспертов строительного рынка, чтобы оценить возможные негативные последствия введения такого налога».
УМНОЖАТСЯ НЕДОСТРОИ
По оценкам специалистов, продолжает Шуляк, государственный реестр собственности, работающий в Украине с 2013 года и служащий базой данных для начисления налога на недвижимость, «заполнен на сегодня не более чем на 40%, а некоторые специалисты нашей отрасли называют еще меньшую цифру — не более 25%. Каким образом этот реестр будет заполнен до введения налога, не понятно, сокрушается эксперт. Такого видения, по ее мнению, нет ни у Минфина, ни у других экспертов.
Шуляк подчеркивает, что 40% собственников построенных жилых домов предпочитают сейчас, в преддверии введения нового налога, не вводить свои дома в эксплуатацию. «Такие люди всегда найдут возможности и лазейки, чтобы не платить повышенный налог на недвижимость», — констатирует она и переходит к проблемам застройщиков, которые сейчас продают квартиры в новостройках. До половины квартир в этих домах не проданы и застройщик должен оформлять право собственности на себя и уже потом продавать эти квадратные метры. «Кто придет к нам со своими инвестициями при таких налогах?» — задает риторический вопрос Шуляк.
«Мы предполагаем, что есть два способа решения этой проблемы застройщиком, — говорит строитель. — Первый — попытаться переложить дополнительную финансовую нагрузку на покупателя, второй — застройщик, как обычно, будет искать какие-то механизмы, например, не вводить жилье в эксплуатацию, пока не будет продано максимальное количество квартир». В краткосрочной перспективе, прогнозирует Шуляк ценовую ситуацию на первичном рынке, цены на квартиры до 60 квадратов должны несколько снизиться.
НАЛОГОВАЯ ИЗЮМИНКА
«Многие семьи перед тем, как будут планировать расширение своего жилья, глубоко задумаются, потому что сегодня Минфин говорит о 3% от минимальной зарплаты, а как будет на самом деле, никто не знает. Возможно, налог вскоре привяжут к оценочной стоимости недвижимости», — предполагает она. «Мы недавно общались с руководителями ОСМД, — вспоминает Шуляк, — и они опасаются, не придумает ли Минфин брать налог еще и с совместной собственности жильцов — коридоров, подвалов, чердаков, колясочных».
«Если воспринимать буквально то, что написано в документе, разработанном Минфином, — комментирует Охрименко опасения, высказанные Шуляк, — то нежилые помещения в жилом доме облагаются налогом, как и жилые». «Как Минфин будет рассчитывать в этом случае налог — делить на всех поровну или в пропорции к занимаемой жилой площади, не знаю, — говорит эксперт. — Но они действительно хотят, и в этом изюминка этого законопроекта, расширить базу налогообложения за счет включения и нежилых помещений».
НЕРАБОТАЮЩИЕ КВАДРАТЫ
Переключаясь на коммерческую недвижимость, где сейчас, в условиях кризиса, очень много свободных площадей, Шуляк ссылается на Англию, где учитывается годовой оборот, т.е. доход, который предприятие получает от сдачи недвижимости в аренду. «Как быть с налогообложением тех метров, которые не приносят никакого дохода?» — спрашивает она и рассказывает о том, что такой налог застройщики справедливо считают «налогом на инвестицию»: «Такие налоги будут негативно восприниматься не только обществом и обычными гражданами, но и представителями строительной отрасли». Шуляк призывает власть советоваться в таких вопросах со строителями, вступать с ними в дискуссии.
«Это один из самых молодых налогов в нашей стране, — отмечает руководитель комитета по правовым вопросам Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Юрий Пита, — изначально он позиционировался как налог на роскошь и богатство. И общество восприняло этот налог. В итоге власть «кинула» народ, потому что впоследствии объект налогообложения был изменен, увеличен, и субъектами налогообложения стали не только так называемые богатые и «роскошные» наши граждане, но и обычные люди».
КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
«В этом году собранная от налога на недвижимость сумма превзошла ожидания Минфина, — говорит Пита и спрашивает: — А куда пошли деньги от этого налога, где его результаты? Хотя целевое назначение этих средств, по мнению многих экспертов, — улучшение жилищных условий украинцев. Но пока этот вопрос остается открытым».
«День» спросил у экспертов, не считают ли они, что в сельской местности вскоре начнется массовый снос таких построек, как летние кухни, гаражи, туалеты, сараи и т.д. Шуляк посоветовала не спешить со сносом, поскольку эти постройки могут еще не скоро попасть в госреестр. Так же считает и Пита, но отмечает, что просто снести, скажем, сарай недостаточно — нужно еще и зарегистрировать этот факт: «Многие будут сносить только на бумаге и вносить это в реестр. Так возникает коррупционная составляющая. Потому что от регистратора будет многое зависеть: проверил или поверил бумажке. На место никто выезжать не будет. Соответствующие комиссии будут просто составлять необходимые по законодательству акты. И площадь для налогообложения будет сокращена. У нас такой народ, что всегда что-то придумает».