Минимальные зарплаты и пенсии еще только собираются поднимать, и неизвестно насколько. А тарифы на электроэнергию 1 сентября в Украине уже повысили почти на 20%. За день до этого Минрегион опубликовал на своем сайте разъяснение, из которого следует, что в связи с растущими тарифами на электроэнергию объективно необходимым становится и повышение тарифов на жилкомуслуги. Похоже, что в действие вводится инфляционная спираль. После повышения минимальных зарплат может опять возникнуть необходимость повышать стоимость электроэнергии?
Впрочем, эксперты пока что не видят тут ничего страшного. Как говорит директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский: «Об этом событии все знали, это ни для кого не стало неожиданностью. Насколько это будет критично с точки зрения возможности оплаты? — спрашивает эксперт и отвечает. — Рост по платежке составит примерно 10-15 гривен. То есть суммы в среднем на семью будут выходить не столь ужасные, как это пытались представить».
Землянский видит проблему в другом: каким образом рынок будет использовать средства, полученные от повышения тарифа. «Как показывает практика предыдущего повышения, мы не получили ожидаемого эффекта. Те шесть миллиардов гривен, которые зашли в рынок, не были должным образом использованы. И результат этого мы видим сегодня по ситуации с накоплением угля на складах и подготовке к отопительному сезону, у всех на слуху скандалы с несостоявшимся тендером по закупке трансформаторов, проблемы с аккумулированием средств для продления службы атомных энергоблоков, со строительством хранилища ядерных отходов».
При этом сохраняется дисбаланс в закупке электроэнергии у электрогенерации, подчеркивает Землянский. Долги по системе растут. Только задолженность ГП «Энергорынок» перед тепловой генерацией достигает девяти миллиардов гривен. По словам эксперта, «Энергоатому» тарифы повышены, и он в результате этого получил примерно два миллиарда гривен прибыли, но этого оказалось явно недостаточно для реализации всех его программ. «А в тепловой генерации ситуация еще хуже, — отмечает Землянский. — Потому что у министра есть четкая позиция, что уголь стоит 1100 гривен. И себестоимость электроэнергии рассчитывается, исходя их этой цифры, хотя, например, цена угля из Кузбасса на станции будет $77 за тонну, а это никак не 1100 гривен, а при импорте из ЮАР — ориентировочно $65.
Как при такой расчетной себестоимости будут производиться закупки как для государственной «Центрэнерго», так и для ДТЭК, — Землянскому не понятно. И самое печальное, что сегодня нет необходимой динамики наполнения складов, говорит он. «По данным «Укрэнерго», склады сегодня ежесуточно должны пополняться на 34 тысячи тонн. Но за всю предыдущую неделю, по словам министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, прирост составил только 150 тысяч тонн. Из них на ДТЭК приходится 100 тысяч».
Землянский считает, что на самом деле тарифы на электроэнергию нельзя считать экономически обоснованными (любой бухгалтер за полчаса подгонит необходимые цифры). Выход в условиях экономического спада в стране состоит в том, чтобы вернуть социальные нормы потребления на прежний уровень (150 кВт.ч для тех, у кого нет электроплит, и 250 кВт.ч — для тех, у кого они есть) существовавший до начала реформ в энергетике — потому что реформа на энергорынке, по его мнению, не проводится, ведь рынок предполагает альтернативу, которой у наших потребителей нет. Если бы в стране было среднее потребление на семью примерно 120 кВт.ч, а по газу люди укладывались бы в норматив не 2500 кубометров газа в год, а не 200 кубов в месяц отопительного сезона, как это предлагает НКРЭКП. И тогда острота социального напряжения в обществе существенно снизится, уверен он.
Общественная организация «Публичный аудит» разработала для проблем электроэнергетики другую программу. По мнению заместителя директора этой организации Андрея Вигиринского, это предложение могло бы, в случае его реализации, несколько смягчить напряженность угольных проблем на рынке. Эксперты организации считают, что энергетику Украины может вытащить госпредприятие «Энергоатом», доля которого на рынке генерации электроэнергии превышает 50%. но его влияние на тариф составляет лишь 21%, поскольку его продукция самая дешевая. Экономически обоснованный тариф 49 копеек за кВт.ч покрывает все затраты этого предприятия, а также финансирование всех его инвестиционных программ. Но его сегодняшний тариф — 42 копейки. «Это создает компании осознанный дефицит, — отмечает эксперт, и добавляет: — Фактически из-за низкого закупочного тарифа для «Энергоатома» на рынке образовался дефицит почти восемь миллиардов гривен».
Принимая участие в заседаниях рабочей группы Верховной Рады по тарифам, мы постарались выяснить, есть ли у «Энергоатома» возможность вести экспорт электроэнергии, говорит Вигиринский. Специалисты компании сообщили, что и сейчас она работает в параллельном режиме с энергосистемами Беларуси, Молдовы и РФ. На их рынки поставка электричества теоретически вполне возможна. Вопрос только в том, что сегодня доступ к международным сетям для экспорта электричества реализуется на аукционах, которые проводит «Укрэнерго». В связи с этим «Публичный аудит» считает возможным пойти в нынешних условиях на ограничение конкуренции и ввести государственную монополию на экспорт в две страны — Беларусь и Молдову, являющиеся энергодефицитными.
Благодаря этому, уверен Вигиринский, «Энергоатом», которому на этой неделе не удалось взять необходимый ему кредит, сможет получить дополнительное финансирование в размере трех миллиардов гривен (цена на импортную электроэнергию в Молдове и Беларуси составляет, в эквиваленте, 1,2 гривны). Эксперт считает, что таким образом государство могло бы в принципе держать тариф для «Энергоатома» на приемлемом для населения уровне. Можно ли это сделать уже сегодня? Вигиринский предполагает, что для этого потребуется несколько лет. Но в результате вырастет объем электроэнергии, производимой этим государственным предприятием, его доля на рынке, что, соответственно, уменьшит долю тепловой генерации — а это уголь, да и основная причина нынешнего повышения тарифа на электроэнергию для населения.
«Если бы было политическое решение дать монополию на экспорт в две названные страны «Энергоатому», то дополнительную выручку можно было бы направить на ликвидацию задолженности компании, погашение кредитов и выполнение инвестиционных программ по продлению сроков эксплуатации ядерных блоков. А позже — на вывод отслуживших свой срок блоков из эксплуатации», — отмечает эксперт. «И если производитель, генерирующий дешевую электроэнергию, наращивает ее объем и долю на рынке, то у государства отпадает необходимость повышать тариф для населения», — делает он довольно привлекательный вывод.
Но мечтать, как говорится, не вредно. Но другие эксперты встречают это предложение без энтузиазма. Руководитель аналитической службы Центра исследований энергетики Тарас Малышевский сказал в комментарии «Дню»: «Я считаю, что это предложение носит провокационный характер: нельзя сейчас назначить любую компанию монопольным продавцом электроэнергии, ни в Молдову, ни в Беларусь. Соответствующие мощности выкупаются на аукционах. Получится. Что мы уходим от рыночных механизмов и переходим к государственному протекционизму. Я могу предполагать, что это элемент политической борьбы, ведущейся господином Демчишиным против ДТЭК. В любом случае, это — странное и нерыночное предложение. И почему сечение нужно давать именно «Энергоатому»? Потому, что он государственный? Но по Конституции у нас все виды собственности равны»».
Не стала поддерживать эту идею и директор по вопросам информации ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная: «Несмотря на то, что в мои обязанности входит лоббировние интересов атомной промышленности, в частности «Энергоатома», но я считаю: если мы пытаемся интегрироваться в рынки Европейского Союза, в том числе энергетические, если мы подписали Соглашение об ассоциации с ЕС, и у нас есть обязательства в рамках Энергетического сообщества, и у нас уже действует закон о рынке электроэнергии, и мы хотим быть цивилизованными людьми, то доступ к экспортным возможностям, к сетям и экспорту по ним должен быть равным для всех. Поэтому предложение о монополии «Энергоатома» не согласуется с государственной политикой Украины. Должен быть аукцион на продажу сечения — такое у нас действует правило. Это нормальная конкурентная процедура. И поэтому делать какие-то исключения, даже для «Энергоатома», неразумно.