Украинский режиссер Олег Сенцов, обвиняемый Россией в терроризме и создании в Крыму ячейки «Правого сектора», выступил в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове.
По мнению Сенцова, его судят по сфальсифицированному делу.
«Я — гражданин Украины, который был задержан на территории моей страны.
Я считаю себя активистом Майдана. Но это не значит, что я преступник. Майдан — это главный поступок, который я сделал в своей жизни. Но это не значит, что я радикал, сжигал «Беркут» или пил чью-то кровь. Мы прогнали нашего президента-преступника. Когда ваша страна оккупировала Крым, я вернулся туда и занимался той же волонтерской работой, что и на Майдане. Я общался с сотнями людей. Мы думали, что делать дальше, но никогда я не призывал ни к каким действиям, которые могли бы привести к жертвам, не создавал террористических организаций, и тем более не имел отношения к «Правому сектору», - сказал режиссер.
Сенцов рассказал, как помогал в Крыму иностранным журналистам и блокированным украинским военным, занимался поиском пропавших активистов и другой волонтерской работой. «Там был полный беспредел, некоторых мы нашли, некоторых нет, и наверное уже их нет в живых», — отметил он, сообщает «Медиазона».
«Я общался с сотнями людей, со всеми, кто готов был выступать за Украину. Из всех людей, которые были здесь упомянуты, я знаю только Геннадия Афанасьева и Кольченко Александра. О том, что он Кольченко, я узнал только в суде. Я его знал как Тундру», - подчеркнул Сенцов.
«9 мая мне позвонил Саша Кольченко и сказал, что его друг видел, как задержали Афанасьева. Через несколько часов мне позвонил Афанасьев и голосом обреченного попросил встретиться. По наводящим вопросам я понял, что его заставляют это говорить. Я выключил телефон, но остался в городе и продолжал искать, где он находится. 10 мая меня задержали у подъезда моего дома. Меня кинули в микроавтобус, с мешком на голове привезли в здание бывшего СБУ на Ивано Франко. Начался очень жесткий допрос, меня спрашивали, кого я знаю из активистов, кто собирался взрывать памятники. Меня начали избивать ногами, руками, дубинками, лежа и сидя. Когда я отказывался говорить, начали применять удушение», - заявил он.
«Я много раз видел это в кино, и не понимал, как люди на этом ломаются. Но это очень страшно, ваша честь. Они угрожали изнасиловать меня дубинкой, вывезти в лес и там закопать. Часа через четыре они утомились, и повезли меня на обыск. Только там я узнал, что это — сотрудники ФСБ. Они там ожидали увидеть террористов и оружие, а нашли только моего ребенка — он присутствовал при обыске, о чем в протоколе не говорится. Найденные деньги — это деньги моей кинокомпании для съемок фильма «Носорог», - отметил Сенцов.
Напомним, в ФСБ России 30 мая прошлого года сообщили о задержании на территории Крыма членов диверсионно-террористической группы «Правого сектора» (организация, запрещенная в РФ) - Олега Сенцова, Геннадия Афанасьева, Алексея Чирния, Александра Кольченко, которые подозреваются в подготовке диверсионно-террористических актов в ряде городов полуострова.
По данным следствия, Сенцов создал террористическое сообщество, действовавшее на территории Крыма. Оно являлось структурным подразделением радикальной организации «Правый сектор», запрещенной в РФ, и было нацелено на дестабилизацию органов власти республики и на воздействие на принятие решение органами власти РФ о выходе республики из ее состава.
Сенцов обвиняется по ч.1 ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества и участия в нем), ч.2 ст. 205 УК РФ (совершение террористического акта), ч. 1 ст. 30 - ч. 2 ст. 205 УК РФ (приготовление к террористическому акту), ч.3 ст. 30 - ч. 3 ст. 22 УК РФ (покушение на незаконное приобретение взрывчатых средств) и ч.3 ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение взрывчатых устройств).