Внеочередная сессия Харьковского горсовета наглядно показала, что Оппозиционный блок меньше чем за год растерял все свои позиции на своей исторической вотчине – Харьковщине. Показав в октябре 2014 года блестящий результат, сегодня Оппозиционный блок теряет остатки электората, некогда заработанного Геннадием Кернесом, и не делает ровным счетом ничего, чтобы сохранить его.
Когда главное лицо ОБ в харьковском регионе – экс-губернатор Михаил Добкин – ушел в самостоятельное плавание, он даже не предполагал, насколько окажется бессильным без поддержки мэра. Добкин уверенно пользовался плодами невероятной активности своего товарища, пока они шли рука об руку. Но как только Михаил Маркович расправил крылья и избрал свой политический путь, оказалось, что избиратель не дурак и понимает: новыми дорогами, красивыми парками и чистыми набережными Харьков обязан Кернесу, но никак не Добкину.
Депутат-харьковчанин Александр Фельдман когда-то сказал (вот у кого Михаилу Марковичу надо поучиться по партиям бегать): Михаил Добкин – это руководитель собственного факсимиле в мэрии Кернеса. С тех пор прошло немало времени, но ненавязчивый флер несамостоятельности как политического субъекта продолжал витать над нынешним депутатом Верховной Рады. У харьковчан Добкин до сих пор ассоциируется с знаменитым предвыборным роликом «Миша, у тебя лицо скучное», в котором суровый голос Кернеса за кадром поучает и одергивает незадачливого актера.
В кулуарах Оппозиционного блока говорят прямо: если бы не Харьков, куковать бы ОБ в забвении – был вполне реальный шанс даже не перевалить парламентский барьер и разделить судьбу ВО «Свобода». Но Харьков, памятуя достижения Кернеса (и все еще ассоциируя с ним его депутатов и партнеров), дал Оппозиционному блоку не только шанс, но и широчайшие возможности доказать: все эти выходцы из Харькова способны что-то сделать для собственного города. Однако время показало, что, увы, неспособны.
Представители партии, которая довела страну до сегодняшней разрухи, всколыхнула гражданское недовольство и разрушила государственные институции, сегодня снова рвутся во власть под другим брендом. При этом они не озабочены ни кадровой политикой своих рядов (в парламентские кресла хотят все те же, которые сидели там не один год), ни реальной помощью избирателям. Новых лиц, не ассоциирующихся с Партией регионов, штаб ОБ не счел нужным ввести в игру, а личная харизма Михаила Марковича тускнела с каждым километром дороги от избирательного округа на рыбалку или заграницу. Лишившись же поддержки Геннадия Кернеса, Добкин стремительно растерял не только электорат, но и доверие людей. А ведь его можно было бы поддерживать хотя бы законодательными инициативами, хотя бы социальными законопроектами, направленными на улучшение качества жизни украинцев в целом и харьковчан в частности.
Справедливости ради надо сказать, что нардепы-харьковчане от Партии регионов, прошедшие на выборах-2012, активно лоббировали интересы Харькова. В Верховную Раду подавали законопроекты, бомбили министерства депутатскими запросами, выступали с парламентской трибуны с инициативами. Отчасти благодаря их активности Киев худо-бедно, но выделял Харькову средства на строительство метрополитена. Сегодня поддержка Оппозиционным блоком Харькова равняется нулю, при том, что проблемы и потребности города возросли многократно из-за политической обстановки в стране.
Так, например, строительство станции метрополитена «Победа» длится уже пятый год (раньше Харьков строил целую линию за семь лет), но ни губернатор Добкин, ни лидер Оппозиционного блока в Харькове Добкин так и не смогли выбить из Киева необходимые средства на этот важнейший для харьковчан инфраструктурный проект.
Другая актуальная сегодня проблема для Харькова – переселенцы, которых в пиковый момент в городе насчитывалось никак не менее 150 тысяч человек. Ударил ли ОБ палец о палец, чтобы помочь государству и муниципалитету обустроить этих людей? Отнюдь. Ни в законодательном, ни в частном порядке представители Оппозиционного блока на Харьковщине не подставили локоть беженцам, зато в своих выступлениях неоднократно указывали на ошибки других в переселенческом вопросе. Где был Михаил Маркович лично, когда Харьков задыхался от необустроенных, беспомощных и раздавленных горем жителей Донбасса? Михаил Маркович был в разъездах – на рыбалке в России, в вояжах по Европе, на отдыхе в Греции и Израиле. Так, из двенадцати пленарных заседаний второй сессии ВРУ Михаил Добкин четыре провел за границей – Тель-Авив, Салоники, Вена и Франкфурт. Да и из двух пленарок первой сессии одну он встретил в Дубаи. А в промежутках между пленарками Добкин посетил Цюрих, Милан, Берлин, Ниццу и, конечно же, не раз побывал на охоте и рыбалке.
В открытых источниках есть масса информации о законодательной активности лица Оппозиционного блока в Харькове. Цифры впечатляют, если не полениться пересчитать КПД народного депутата хотя бы появлениями на рабочем месте. Так, за всю вторую парламентскую сессию Михаил Добкин присутствовал на голосованиях всего в 10% случаев. Проголосованных «за» или «против» вопросов считанные единицы, в основном напротив законопроекта стоит «не голосовал», что, при традиционной круговой поруке обмена карточками, можно смело записывать как «отсутствовал». Из восьмидесяти электронных регистраций Михаил Маркович только в семнадцати случаях отметился как присутствующий, как и в тринадцати из полусотни случаев письменной регистрации. Депутатских запросов в этом созыве от него не поступало. В графе «Хронология выступлений депутата» подвешен чистый лист. Также с ноября по июль Михаил Маркович подал два законопроекта: один, в составе группы двух десятков лиц из ОБ – «О неотложных мерах по защите прав граждан в условиях резкого роста цени тарифов на жилищно-коммунальные услуги»; второй – о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок экономического роста в Украине». И тоже групповой. Оба зарегистрированы 27 ноября прошлого года. С этого дня и по сегодняшнее число у представителей Оппозиционного блока и Добкина в частности не нашлось весомых причин беспокоиться о гражданах Украины.
Спрашивается – почему харьковчане сегодня должны отдать свой голос за депутатов от Оппозиционного блока? За какие свои законодательные инициативы, за какую помощь родному городу Добкин сотоварищи рассчитывают получить поддержку Харькова? Не за то ли, что, войдя в Верховную Раду большинством от Харькова, ОБ забил болт на проблемы жителей города, а сам Михаил Добкин, человек, как никто другой знающий проблематику первой столицы, отвернулся от ее социальных и экономических проблем и обратил свой взор на рыболовецкие поплавки и другие гламурные развлечения настоящего украинского политика – так, например, поговаривают, что у Михаила Марковича прекрасная коллекция охотничьих ружей; просто грех, если они будут пылиться без дела.
Очевидно, Добкин надеется на инерционную поддержку, тянущуюся с тех пор, как харьковчане еще ассоциировали его с Геннадием Кернесом. Следует разочаровать Михаила Марковича: харьковчане уже давно не являются безмолвной массой и научились хорошо разбираться в том, кто действительно ратует за родной город, а кто просто хочет прислониться к чужим достижениям и половить рыбку в мутной воде.
Оставайтесь на рыбалке, Михаил Маркович, там вам светит гораздо больший улов, нежели на местных выборах в Харькове, к которому вы проявили поразительное равнодушие.
А Оппозиционный блок, невзирая на оптимистичные социологические показатели заказных исследований, будет продолжать терять избирателя. Во-первых, кадровая политика на местах оставляет желать лучшего – жители регионов реально не могут понять, почему им завтра нужно проголосовать за кандидата, который сегодня ничего не делает для округа, а еще вчера, только под другим партийным брендом, своими руками толкал страну в разруху. Во-вторых же, одним из главнейших критериев для избирателя является предоставление социальных гарантий, а за минувший год Оппозиционный блок не сделал в законодательном поле ни одного шага, чтобы улучшить даже не жизнь, а существование рядового украинца. Целесообразность диктует свои правила – и электорат не хочет заново выбирать себе спиногрызов, оглушительно громко вошедших в Раду на прошлых выборах и с тех пор не сделавших для страны ровным счетом ничего.