В середине июня был изменен порядок въезда и выезда из зоны АТО. Однако очередное усовершенствование правил обернулось фактически транспортной блокадой неподконтрольных ныне Украине территорий Донбасса.
Реально ли сейчас покинуть эти места, во сколько обходится проезд и какие пути решения проблемы находят местные жители, разбирался ForUm.
Шокирующий запрет
То, что правила проезда на Донбасс изменят, было известно давно. Ведь о «кропотливой работе по усовершенствованию» порядка, чиновники заявляли постоянно. Однако, то, что в конечном итоге предъявили для исполнения, повергло в шок всех, кто хоть как-то связан с вопросами пересечения условной границы. И уж точно никто, даже в кошмарном сне, не мог себе представить, что между контролируемой и неподконтрольной территориями Донбасса отменят транспортное пассажирское сообщение. Пожалуй, к такому были готовы только жители Луганской области, которых, с легкой руки местной власти, лишили права пересекать линию соприкосновения не только на автобусе, но и на легковых автомобилях.
- Я думала, что неправильно поняла, когда слушала новости. Однако, потом почитала в интернете и убедилась, что запретили все-таки проезд автобусов. И, честно говоря, была в шоке. У меня на неподконтрольной Украине территории остались родственники. В частности бабушка. До этого хоть со сложностями, но можно было как-то к ним попасть, привезти какие-то лекарства. Сейчас же вообще все закрыли. И дорога чуть ли не золотая выходит, - пожаловалась ForUm’y местная жительница.
Таких историй сотни, если не тысячи. А с учетом того, что блокируется не только проезд общественного транспорта, но и поставка тех же медикаментов, возможность выехать на подконтрольную Украине территорию для многих людей становится просто жизненно необходимой задачей. И если ее не решить вовремя, для кого-то этот запрет может оказаться фатальным.
- Мы мужу уже месяц не можем купить таблетки от сердца одни. Очень хорошо они ему помогали. Но у нас здоровья куда-то ехать нет. Вот сейчас надежда на детей. Может им удастся хоть через кого-то передать, если сами не смогут приехать, - говорит нам женщина.
Законы жизни одни для всех. В независимости о от того, на какой территории ты живешь – в мирном Киеве или сотрясающихся от взрывов Донецке, Горловке и т.д.. Болеют и умирают сегодня не только на фронте, но и там - на Донбассе, где отсутствуют институты украинской власти. И пусть эти города и села не контролируются сегодня официальным Киевом, там живут такие же граждане Украины, как в Запорожье, Львове, Харькове и других мирных городах страны. И стоит ли создавать сегодня подобные барьеры для них - тех, кто и без того оказался не в самых выгодных условиях, – тот еще вопрос.
Тем более, внятного объяснения тому, зачем был заблокирован проезд для пассажирского транспорта в высоких кабинетах особо никто так и не дал. Разве только в очередной раз сослались на меры безопасности.
Но самое парадоксальное, что для тех, кто вынужден в силу обстоятельств часто пересекать эту искусственную «границу», с введением новых правил особых гарантий этой самой безопасности абсолютно не добавляется. Как бы громко, грубо или устрашающе не звучало, но снаряд не выбирает, куда ему лететь – в автобус с людьми или череду машин, скапливающихся на подъезде к пунктам пропуска.
- Когда ты находишься на блокпосту, ты весь как на иголках. Умом ты понимаешь, что никаких законов не нарушал, с документами все в порядке, но внутри тебя просто колотит. В голову же лезут всегда не самые хорошие мысли. Боишься, вдруг начнется обстрел. Особенно страшно, когда едешь в первый раз, и не знаешь как вообще происходит вся эта процедура контроля. Когда видишь людей с автоматами и понимаешь, что это происходит в твоей стране, становится и страшно, и обидно, и больно, - делится своими впечатлениями жительница Донецка.
Цена вопроса
Ужесточение пересечения линии соприкосновения не последнюю роль сыграло и в части опустошения карманов мирного населения. Тем, кто собирается ехать в зону АТО или наоборот выезжать оттуда нужно быть готовыми, что их кошельки существенно «похудеют». В среднем за поездку, к примеру, из Киева в Донецк придется выложить тысячу гривень. Это в четыре раза больше, чем когда-то (еще в мирное время) стоил билет на поезде в том же направлении. Все ли смогут позволить себе поездку, которая по меркам жителей, оказавшихся в лапах военных реалий, подобна роскоши, - вопрос риторический.
И если раньше можно было хоть немного сэкономить, доехав на маршрутке или автобусе до ближайшего города, подконтрольного Украине и пересесть на поезд, то сейчас и такая возможность весьма ограничена. Ведь, к примеру, чтобы доехать до той же Константиновки, подконтрольной центральной украинской власти, опять же нужно пересечь линию соприкосновения. А вариантов сделать это оставили не так уж много – либо на личном автомобиле, либо за баснословную сумму, обратившись к частникам.
- «Таксисты, наверное, больше всех рукоплещут теперь. Я весной из Донецка в Красноармейск (город подконтрольный Украине. – Ред.) ездил. Так получилось, что нужно было срочно туда ехать, а на автобусе не успевал. Пришлось брать такси. Хорошо, что собрались попутчики. И вот мы вчетвером заплатили тогда таксисту 1200 грн. Представляю, какие цены будут сейчас. И людям придется платить. Куда же деваться?», - рассказывает историю местный житель.
И это действительно так. Единственный нюанс – платить все-таки могут не все. Те же пенсионеры оказались в ловушке, и путь в мирные города, где они могли получить пенсию, многим из них фактически заказан. Ведь, во-первых, приличную сумму денег нужно потратить на билет. А пенсии в Украине далеко не европейские. И это ни для кого не секрет. Во-вторых, эти люди уже не в том возрасте и не при том здоровье, чтобы стоять на блокпостах по девять-одиннадцать часов в любую погоду. Иными словами, те, у кого не будет денег на дорогу, в случае чего волей-неволей так и останутся под обстрелами.
- Сейчас из Донецка в Горловку доехать на такси стоит 1000 грн, - рассказывает нам местный житель.
Впрочем, ударили новшества и по перевозчикам. По крайней мере, по водителям междугородних автобусов, так точно. Ведь они фактически остались без работы.
- «У меня друг сейчас сидит дома. Работал раньше на автобусе. Ничего толком не говорят, когда все наладится. Ждет, может изменят правила. Но руководство уже дало понять, что, скорее всего, будет сокращение», - рассказывает ForUm’у собеседник.
Поездки автостопом
В конечном итоге, пока пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом всячески блокируется, обычным дончанам, которые ну никак не могут отложить поездку, приходиться самим как-то улаживать проблему, которой их щедро одарило государство.
Дошло до того, что люди ищут попутчиков в интернете. Публикуют на форумах частные объявления и просят, чтобы те, кто собирается ехать на своей машине в те же Днепропетровск, Запорожье или Киев, взять их с собой. Конечно, все это тоже далеко не бесплатно. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что сами водители нередко пишут, куда собираются ехать и предлагают провезти абсолютно бесплатно мамочек с маленькими детьми, при условии, что при них будут все необходимые документы.
Но стоит понимать, что такие схемы отнюдь не гарантируют полную безопасность человеку. Тем более в наше время, когда оружие из зоны проведения антитеррористической операции «расползается» далеко за ее пределы. Да и быть уверенным на все сто процентов, что попутчик окажется человеком «дружащим» с законом тоже нельзя.
Искать новые пути выхода из весьма непростой ситуации пытаются и сами перевозчики. Хотя, конечно, не все. В одной из фирм нам сказали, что автобусы сейчас не ходят через блокпосты. А вот во второй компании оказались более «изобретательными». Чтобы перевезти пассажиров в одну сторону там задействуют сразу два автобуса. Один с автовокзала довозит до блокпоста, где высаживает людей. А второй встречает их уже на противоположной стороне.
Все бы ничего, да вот только расстояние между блокпостами пассажирам приходиться пересекать самостоятельно. В жару, в дождь, с чемоданами, детьми нужно преодолеть целых 20 км. И никого не волнует: ни перевозчика, ни государство, как ты это собираешься делать, легко тебе или тяжело, болен ты или здоров, есть у тебя деньги на такси или ты последнее потратил на билет, только бы успеть выехать, спасаясь от обстрелов.
- Мы ездим сейчас из Донецка в Киев. Но предупреждаем, что 20 км придется добираться самим, - говорят нам, представившимся потенциальными пассажирами, в справочной еще одной фирмы.
Самый унизительный процесс, который, наверное, только мог быть – это пересечение линии соприкосновения пешком, что тоже практикуется. Согласитесь, идти с вещами, фактически под дулами автоматов – процесс не из приятных. И удивляться тому, что люди могут быть нервными и раздраженными тут даже не стоит. Ведь по времени такие пешие «прогулки» порой занимают и час, и два, и три. Но, опять же, не везде и не всегда проходить линию соприкосновения пешком разрешено. В направлении Волновахи нельзя было этого делать изначально, в Артемовском направлении сразу после изменения правил пешком еще пропускали, однако позже люди тоже начали жаловаться на подобный запрет.
- Так нам можно будет пройти блокпосты пешком?, - спрашиваем все у тех же перевозчиков. - Нет. На попутке - говорят на том конце провода.
Но даже при таких обстоятельствах мирные граждане на свой страх и риск пытаются добраться хотя бы до блокпостов, а там уже действовать по ситуации. Нередко потом приходится возвращаться обратно. Ведь поймать попутку, стоя уже там – на блокпосту, не так просто. Уехать хотят все, и в машинах часто просто уже нет мест. И, наверное, большинство, оказавшихся в подобных условиях, задается только одним вопросом: «Когда же это все закончится»?
Те, кто так и не дождался разрешения на проезд (ведь еще одно черное пятно на репутации пропускной системы – это нарушение всех возможных сроков по обработке документов), пытаются проехать через Россию. Но здесь тоже все не так просто. Если поехать через неконтролируемые Украиной участки государственной границы со стороны Донбасса, то потом на въезде с другой стороны на украинской таможне гарантированно возникнут проблемы и придется даже заплатить штраф.
Часы ожидания
Усугубляют положение дел еще и километровые пробки, образующиеся на подъездах к контрольным пунктам въезда и выезда. Пассажирам в буквальном смысле слова приходится ночевать на трассе в ожидании своей очереди на прохождение контроля. С учетом того, что мамочки с детьми старше одного года уже не попадают в так называемую категорию «льготников», у которых отдельная очередь на пересечение линии соприкосновения, двухлетняя и чуть постарше малышня тоже вместе с родителями вынуждена ночевать в машине. О каких-либо санитарных условиях, естественно, не может быть и речи.
Да и вряд ли все это усиливает безопасность граждан, о которой так неустанно заявляют чиновники. Ведь ситуация под Волновахой в свое время наглядно продемонстрировала - опасности подвергается каждый, кто хоть иногда курсирует между подконтрольной и неподконтрольной частями Донбасса. И даже страшно представить, какой по масштабу может оказаться трагедия в случае обстрела блокпостов и прилегающих к ним территорий сейчас, когда в очереди стоят до двухсот и более автомобилей.
Бракованное упрощение
На фоне всех этих неудобств, реальные упрощения в виде разрешения выехать без пропуска из зоны АТО тем, кому угрожает опасность, по большому счету отчасти меркнут. Поскольку эти люди, вероятнее всего, столкнуться с этими же проблемами на блокпостах.
То же самое касается и нововведения, позволяющего, в случае закрытия транспортных коридоров одного сектора, перемещаться через другие, не имея при этом разрешения на проезд в них. Проще говоря, если, к примеру, обостряется ситуация в районе сектора Б, разрешение на проезд по которому есть у человека, в случае закрытия там контрольно-пропускного пункта, ему позволят въехать или выехать в зону АТО, к примеру, через сектор С.
Конечно, это далеко не «универсальный пропуск», о котором писал в свое время ForUm. Но уже хоть что-то, что несколько упрощает ситуацию с проездом, в случае усугубления ситуации на каком-либо из направлений. Однако, опять же, это абсолютно не решает проблему с огромными пробками на блокпостах. Даже наоборот: как только будет закрыт хоть один из дорожных коридоров, автоматически увеличатся заторы в других направлениях.
Борьба с бумажками
К числу заслуг власть сегодня относит так же отмену бумажных пропусков и переход на электронные рельсы. Однако, стоит напомнить, что сделать это обещали еще в середине марта этого года. Саму норму позиционировали преимущественно в виде борьбы с коррупцией, темпы развития которой были чуть ли не быстрее, чем скорость внедрения самой пропускной системы. Но отработать механизм электронного оформления разрешения на въезд в зону АТО до автоматизма тогда так и не удалось. В некоторых секторах она так и не была запущена, и там оформлять пропуска приходилось по старой схеме. То есть посредством подачи документов фактически из рук в руки, что никоим образом не искореняет наличие человеческого фактора, против чего так ратовали в той же СБУ.
Сейчас же о переходе на электронную форму оформления заявок во властных кабинетах говорят более уверенно. Уже прекращена выдача бумажных пропусков. Недавно секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что запущена она будет 7 июля. И люди надеются, что работать эта система будет не выборочно, а по всем секторам. Ведь в противном случае пользы от этого будет мало. И ситуация вряд ли будет чем-то отличатся о той, которая была до этого.
Однако, даже если ее запустят на полную мощность, все равно не стоит упускать из виду риски коррупционных схем. И в первую очередь, произойти это может из-за того, что за пять месяцев функционирования пропускной системы, до сих пор не решена проблема с задержкой по обработке документов и выдаче разрешений. В обновленном порядке снова значится десятидневный срок, предполагаемый на выполнение этой работы. Но будет ли соблюдаться эта норма, - тот еще вопрос. Ввиду этого не исключено, что могут снова возникнуть некие посредники, которые за «недорого» (а подобные объявления уже появляются) смогут поспособствовать тому, что разрешение будет получено быстро, а не через месяц-два, как было на практике до последнего времени. В ситуации, когда ехать нужно срочно, человек готов заплатить, сколько скажут. Конечно, в рамках разумного. К примеру, за помощь в оформлении бумажного пропуска когда-то просили и 500, и 900 гривень.
В общем все эти факты подтверждают лишь то, что пропускной системе на Донбассе, в том виде, в котором она сейчас работает очень далеко до параметров идеальной. Или даже более-менее нормальной, которая бы без дополнительных проблем позволяла бы обычным мирным гражданам, не имеющим проблем с законом, свободно передвигаться и не подвергать свою жизнь опасности, простаивая днями на блокпостах.
Парадоксально, но сегодня люди, несмотря на все недовольство, уже с некой опаской ждут возможных очередных ее «усовершенствований». Ведь практически стало традицией, что каждое такое упрощение на бумаге оборачивается еще большими проблемами для них на практике.