В Украине заработали военно-гражданские администрации в Донецкой и Луганской областях. На днях Президент назначил семерых начальников ВГА. Эти структуры появились в истории Украины впервые.
Как оказалось, некоторые ВГА уже работают, а в некоторых руководители вчера еще только оформляли документы. Подчинение у них двойное — губернатору и главе Антитеррористического центра. «Юридически у нас нет войны, поэтому у губернатора и главы райадминистрации прав вводить ограничения до нынешнего времени не было. Ну, например, ограничение на перемещение населения. Сейчас, после появления ВГА и принятия соответствующего закона эти полномочия появились, — рассказал глава Станично-Луганской ВГА Юрий Золкин. — Теперь, если есть опасность для людей, могу в районе по представлению военных или же по своему усмотрению перекрыть маршрут. Первое мое распоряжение было о запрете продажи алкоголя военнослужащим и сотрудникам МВД. Вторым распоряжением стало ограничение передвижения людей с 22:00 до 5:00. Разрешено только скорым и спецтранспорту. Если человек нарушает это правило, то его задерживают, разбираются в причинах «ночного бдения» и в 5:00 отпускают, если он, конечно, ничего противозаконного не совершил. Такое ограничение направлено на борьбу с разведывательно-диверсионными группами».
О том, кем он был до начала боев, Золкин говорит так: «В молодости я закончил военное училище, после распада СССР служил до пенсии в милиции на оперативной работе, потом стал главой райадминистрации, потом стал главой райсовета, теперь работаю здесь».
Его коллега Григорий Пригеба с 26 мая курирует сразу пять населенных пунктов. «Сам я луганчанин, кадровый военный, но в запасе, — говорит Пригеба. — Кстати, желающих на такую должность практически не было. Милиционеры боятся сюда идти. Сейчас занимаюсь тем, что работаю с документами, нужно утвердить штат 12 человек. Все это должен утвердить Антитеррористический центр, поэтому каких-либо распоряжений я еще не издавал. Наша ВГА будет находиться в помещении сельсовета Трехизбенки».
ЭКСПЕРТЫ. Военные эксперты говорят, что создание ВГА — западная практика. «На территории, где идут боевые действия, так или иначе должна действовать какая-то власть. Какая бы власть ни действовала, гражданским чиновникам придется обращаться к военным. Для того, чтобы решения принимались оперативно, и создаются совместные ВГА. На Западе давно поняли, что в зонах, где идет партизанская война или ведутся бои нужно создавать такие органы. Это нормальная оптимизация власти», — считает Алексей Арестович. Политологи согласны. «То есть, теперь есть ответственные за ситуацию. Они будут до тех пор, пока не будет решен вопрос со статусом Донбасса, пока не пройдут выборы в местные органы власти», — сказал Вадим Карасев.
А вот юристы бьют тревогу. «Такие нормы как введение комендантского часа — незаконны, так как нет военного положения. Намного эффективнее было бы, например, ночью не вводить комендантский час, а усиливать патрулирование, ведь диверсанты могут использовать комендантский час в свою пользу: направят 10 человек, чтобы отвлечь патрули, а сами в это время совершат диверсию», — считает юрист Святогор.
А вот сами гражданские чиновники в Донецкой области анонимно признались, что опасаются, как бы их военные коллеги не забрали теперь власть полностью себе.