Российским фильмам и сериалам теперь не место на наших телеэкранах. По крайней мере, прославляющим военнослужащих РФ. Учитывая же, что отечественное кинопроизводство все годы независимости развивалось, мягко говоря, слабо, замещать зарубежный продукт сегодня особо нечем. И что покажут украинскому зрителю уже с 1 июня – вопрос весьма интересный.
Но некоторые эксперты все же не теряют надежды и рассчитывают, что данная ситуация, как ни странно, может стать новым витком развития нашей киноиндустрии. Хотя, конечно, хватает и тех, кто относится ко всему этому крайне скептично.
О том, какой сценарий более реален для нас, от чего это будет зависеть, какие фильмы все-таки не должны попадать на голубые экраны телезрителей, чем живет сейчас Национальная киностудия имени Александра Довженко, а так же о многом другом ForUm решил побеседовать с двумя известными кинорежиссерами, продюсерами, сценаристами, Народными артистами Украины Романом Балаяном и Олесем Янчуком, возглавляющим сегодня киностудию.
(на фото слева Олесь Янчук, справа Роман Балаян)
- ForUm: В июне, в связи с принятыми изменениями в законодательстве, с украинских телеэкранов уйдет целый перечень российских фильмов. Ряд отечественных телеканалов достаточно скептически отнеслись к таким новшествам, понимая, что своей продукции для замещения нет, а для производства чего-то нового сроки достаточно сжатые. Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию?
- Олесь Янчук: Говорят, лучшая драматургия – это жизнь. Именно она в сложившейся ситуации и дает повод увеличить производство своих фильмов и телесериалов. Я всегда приводил в пример наших соседей, которые на кино как раз денег не жалеют. Да и законодательство их способствует развитию кинематографа и выпуску множества кинокартин, которые активно показываются, в том числе, и у нас в Украине. Среди них, кстати, есть достойные фильмы. Я вот сейчас смотрю сериал «Ленинград 46». Очень хорошая, качественно сделанная работа: замечательный актерский ансамбль, интересные неожиданные драматургические повороты, что всегда очень важно. Такое кино имеет право на жизнь.
Те же картины, которые носят явный антиукраинский характер, конечно, нужно все-таки снять с эфиров телеканалов. И это нормально. К тому же, подобное сегодня происходит и в той же России, где многие украинские фильмы не попадают на экран.
Естественно, было бы идеально, если бы мы были толерантными друг к другу и не было бы подобных ограничений, но мы понимаем, что сейчас немного другая реальность.
- Роман Балаян: Ну, разве можно себе представить, чтобы кинокартины Германии появлялись бы на экранах в СССР во время Второй мировой войны?
Телеканалы, конечно, будут страдать. Поскольку украинского продукта для того, чтобы занять эфир, к сожалению, нет. Пусть покупают картины, к примеру, в Восточной Европе. Другое дело, если уж на то пошло, государство все же должно принять какое-то участие в возникших непредвиденных расходах телеканалов.
Но мне кажется, Россия начнет делать и другие сериалы. Поскольку существует тесное сотрудничество украинских телеканалов и телепроизводителей с российскими партнерами, они будут обоюдно смотреть, что все-таки снимают.
- ForUm: Думаете, сменят тематику фильмов?
- Роман Балаян: Да. Если им не запретят этого делать.
- ForUm: При Министерстве культуры или Государственном агентстве Украины должна работать специальная комиссия, которая и будет определять, какие из фильмов имеют право на жизнь в эфирах украинских телеканалов. Вам не предлагали войти в ее состав и какими, на Ваш взгляд, должны быть критерии отбора кинокартин?
- Роман Балаян: Я бы не согласился войти в состав такой комиссии.
- Олесь Янчук: На мой взгляд, в фильмах не должно быть насилия, антиукраинской пропаганды и той же порнографии.
- Роман Балаян: Я вот о чем думаю, а кто будет смотреть до конца эти сериалы и следить за каждой строчкой? Обязательно кто-нибудь что-то да пропустит. В каком-то эпизоде фильма будет какая-то фраза, а его на скорости кто-то перемотает, к примеру.
- Олесь Янчук: Нет, Рома, нельзя ведь перематывать. Нужно, чтобы каждый добросовестно относился к своей работе. Если ты эксперт, если ты даешь государственное разрешение, право на жизнь этой картине на телеканалах, которые донесут ее до миллионов зрителей, значит, ты должен сидеть и скрупулезно смотреть этот фильм.
- Роман Балаян: Тогда, значит, человек этот должен знать: если вдруг на телеэкранах появится фильм, противоречащий установленным критериям, тот, кто пропустил, должен быть наказан.
- Олесь Янчук: С этим согласен.
- ForUm: Может ли данная ситуация с запретом ряда российских фильмов стать неким толчком для украинского кинопроизводства? От чего будет зависеть результат?
- Олесь Янчук: Ситуация для прорыва украинского кинематографа сложилась уже давно. Однако меня с 1991 года абсолютно не устраивает позиция государства по отношению к отечественному кинематографу. Она очень инертна, пассивна и в какой-то мере даже деструктивна.
После развала Советского Союза еще какое-то короткое время снимались фильмы. Как бы по инерции. Но со временем как на культуру в целом, так и отдельно на кинематограф и кинопроизодство, стали обращать внимание в последнюю очередь.
Вспомните Чемпионат Европы по футболу 2012, как тогда «навалились» всей страной, построили замечательные стадионы, роскошные аэропорты и все получилось, все были очень довольны. Была отличная фан-зона в Киеве на Крещатике. Сам ходил туда и видел реакцию болельщиков из Швеции, Германии. Им нравилось, как Украина подготовилась и все это представила. Так вот, если бы наша власть так же любила кино, как она любит футбол (особенно как его любила предыдущая), наверное, у нас был бы другой результат. Поэтому чиновникам необходимо изменить отношение к производству украинского кинематографа.
- Роман Балаян: Нужно поменять отношение к кино вообще. Ведь оно является интеграцией нашей культуры в мир.
Другое дело, что находясь, например, в Париже или где-то еще, у меня есть почему-то возможность смотреть три российских телеканала и ни одного украинского. Да, там показывают УТР. Но кто это смотрит?
Наши владельцы телеканалов не менее богаты. Так почему же не вещаем за рубежом? Над этим нужно подумать.
Ведь там, на самом деле, мало кто знает, что у нас здесь вообще происходит. Сведения о том же АТО известны преимущественно представителям государственных тамошних структур. Поэтому нам нужно расширять вещание и на запад.
- Олесь Янчук: Полностью поддерживаю.
- ForUm: Когда заходит речь о том, почему отечественный кинематограф за 24 года независимости Украины так и не смог набрать нужных оборотов и отстал от темпов развития того же российского, все указывают на отсутствие финансирования. Помимо нехватки средств, что еще мешает?
- Роман Балаян: Непонимание роли кинематографа как государственной линии. А ведь кино – это не только искусство и зрелище, но и пропаганда, и интеграция своей культуры в мир.
И, кстати, фильм «Племя» получил около 40 наград на разных мировых фестивалях, а с его режиссером Мирославом Слабошпицким никто из чиновников даже не встретился. Можно по-разному относиться к картине, но важно ведь то, что благодаря этой картине во всем мире прозвучало слово «Украина».
Я помню, как в 2005 году режиссер Игорь Стрембицкий взял награду в Каннах за «короткометражку». После этого его лично принял у себя третий президент Украины Виктор Ющенко. Но, опять же, это произошло, говорят, только потому, что, когда к Стембицкому обратился с трибуны переводчик Жоэль Шапрон с просьбой говорить по-русски, тот ответил, что он украинец и будет говорить по-украински. Вот это и понравилось нашему руководству. А должно понравиться, прежде всего, что фильм украинского режиссера удостоен приза.
Кстати, в свое время тот же президент РФ Владимир Путин направил около 157 миллионов долларов на кинопроизводство. И смотрите, появились, так называемые, кинокартины о положительном КГБ, ЧК. Но, кроме них вышло и много других хороших фильмов.
Поэтому все равно государство однажды должно вложить крупную сумму денег в киноиндустрию. И пусть не рассказывают, что их нет. АТО в данном случае - не оправдание. На нее у них еще меньше денег почему-то. Они все время жалуются.
- Олесь Янчук: Да. Тем более, что сейчас наш премьер-министр на всех уровнях заявляет, что в стране есть деньги. Вот и замечательно. Давайте не просто держать их под замком, но и использовать в обороте.
- Роман Балаян: Но, конечно, кино должно финансироваться, не ущемляя другие виды искусства.
- ForUm: А как у нас сегодня обстоят дела с финансированием кинематографа? Какая хотя бы доля средств от запланированного выделяется?
- Олесь Янчук: На этот год выделено 70 миллионов гривень. Это очень мало…
- Роман Балаян: Тем более, часть этих средств пойдет на покрытие расходов прошлых лет.
- Олесь Янчук: Да, львиная доля этой суммы будет направлена на завершение проектов, которые в свое время были приостановлены из-за прекращения финансирования.
На создание кино нужно гораздо больше средств. К тому же, можно этот вопрос попытаться урегулировать с помощью изменения законодательных норм. Почему не ввести налог хотя бы 0,5% на украинское кино, скажем, с продажи алкоголя и табака? Пусть данная норма будет временной, к примеру, лет на пять. Но даже это усилило бы наши финансовые возможности.
Необходимо, чтобы подобное решение было волевым.
- Роман Балаян: Но не исключено, что после введения такого налога возникнут лазейки, позволяющие обойти нормы закона и противодействовать этому решению. Мне кажется, что все-таки стоит подумать о предоставлении каких-то льгот меценатам и спонсорам. Предложить им хорошие условия, на которых они бы согласились вкладывать свои деньги в развитие кинематографа.
- Олесь Янчук: Да собственно ничего и придумывать не нужно. Это все есть в мировой практике. Например, в США, когда вы даете деньги на какой-то проект, они учитываются уже как часть уплаты налогов. Допустим, если бизнесмену необходимо заплатить 100 тысяч долларов в качестве налогов, и он 20 тысяч дал на какой-то кинопроект, то он уже будет платить только 80 тысяч в казну государства.
Просто необходимо мониторить подходы и выбирать наиболее подходящие для Украины варианты. А у нас пока только цены на билеты в кинотеатр мировые. При этом зарплаты и пенсии сами понимаете какие. Из-за чего и существует серьезный дисбаланс между стоимостью билета и покупательной способностью населения.
В Нью-Йрке, например, билет в кинотеатр стоит 7-10 долларов. В Украине цена примерно такая же. В Лос-Анджелесе в 2010 году билет на картину «Алиса в стране чудес» в 3D-формате стоил 10 долларов. Я потом вместе с дочерью пошел на этот фильм в киевский мультиплекс. У нас билет стоил 90 гривень. Курс тогда был 8 гривень за 1 доллар. То есть, в Киеве билет стоил даже дороже на 1 доллар, чем в Лос-Анджелесе. Поэтому и в кинотеатры людей ходит немного.
- Роман Балаян: То же самое могу сказать об украинской книге. Вот говорят, что везде книги российских издательств и люди их покупают. А оказывается, что некоторые украинские экземпляры просто дороже. Они плохо раскупаются, поскольку у людей нет денег. И хочется вроде бы купить, но рядом лежит российская, которая на порядок дешевле.
Так что, как говорится, помогать отечественному – это не быть против русского, а развивать украинское.
- ForUm: Роман Гургенович, вы упоминали в нашей беседе о Франции. Так вот там небольшой процент от цены каждого билета в кинотеатр впоследствии идет на финансирование французского кино. Насколько допустимо это в украинских реалиях?
- Роман Балаян: Запросто. Почему нет? Другое дело, что у нас мало кинотеатров, да и пока не будет электронного билета, они могут все-таки недоговаривать о заполняемости залов. Так что нужно увеличивать количество кинотеатров и вводить систему электронных билетов.
- ForUm: Каким же должен быть оптимальный годовой бюджет для возрождения кинопроизводства?
- Роман Балаян: Нужно снимать не менее 15-20 фильмов в год, и хотя бы 2 среди них должны оказаться действительно хорошими. Для первого года производства это нормально. Как-то говорили: «Нужно, чтобы это были шедевры». Причем здесь это? Шедевры не планируются. Кинопроизводство стоит. Нужно выделять деньги на него. Ведь есть молодые люди, которые могут делать кино.
- ForUm: Господин Янчук, а Вы как считаете?
- Олесь Янчук: Я согласен, что должно сниматься хотя бы 20 фильмов в год. Что касается оптимального бюджета на украинское кино в год, то могу сказать, что в среднем, по самым скромным подсчетам это должно быть хотя бы 50 миллионов долларов.
- Роман Балаян: Ну, можно пока даже 30 миллионов.
- ForUm: А как обстоят сейчас дела на киностудии им. А. Довженко, в том числе в финансовом плане?
- Олесь Янчук: Студия хоть и является государственным предприятием и имеет статус национальной, сегодня абсолютно не финансируется из госбюджета. Деньги на зарплату коллективу и какие-то статутные расходы мы зарабатываем сами.
В прошлом году нами был разработан проект модернизации, предполагающий ремонт зданий (а большинству из них больше 85 лет), а так же закупку новой звуковой и киносъемочной аппаратуры. По нашим скромным подсчетам на это нужно 140 миллионов гривень. Но этот документ пока так и лежит мертвым грузом в Министерстве культуры. При этом мы понимаем, что на его реализацию нужно время, в том числе и для прохождения всех бюрократических процедур. И пока он дождется своего часа, сумма указанная в нем станет просто неактуальной. Даже когда мы готовили этот проект курс был еще 16 гривень за 1 доллар, а сейчас уже 22-25.
Но все это нужно реализовывать. Потому что в последние годы появилась целая группа так называемых независимых продюсеров, которые почему-то идут «строем» в Государственное агентство Украины по вопросам кино и просят бюджетных денег. Я в прошлом тоже независимый продюсер. И в финансировании только двух из пяти снятых мною фильмов Министерство культуры принимало частичное участие. Сейчас же почему-то они все идут в Госкино, где им выделяют деньги на проекты и таким образом, несмотря на свой статус, киностудия им. А. Довженко, находится с ними на равных условиях. Хотя у нас должно быть отдельное, квотное финансирование. И мы об этом с Романом Гургеновичем писали еще экс-президенту Виктору Януковичу и экс-премьер-министру Николаю Азарову. Тогда еще министром культуры был Леонид Новохатько. Но никакого ответа так и не получили.
- Роман Балаян: Я тоже считаю, что у нас должна быть собственная квота из выделенных в государственном бюджете денег на кино. Хотя бы на финансирование трех фильмов в год.
- Олесь Янчук: Понимаете, когда этих частных продюсеров перестают финансировать за счет государственных средств, то их работа приостанавливается. Я считаю, что это неправильно.
- Роман Балаян: А студия, в отличие от них, может продолжить проект за счет своих оборотных средств. И нам вместе с государством нужно подумать, как обновить ее территорию и сделать свой украинский «Укрголливуд».
- ForUm: А за счет чего собственно сейчас живет киностудия?
- Олесь Янчук: Мы предоставляем в пользование телеканалам наши киносъемочные павильоны. Однако сказать, что этот процесс плановый все же нельзя. Гарантии того, что тот или иной павильон будут арендовать и в следующем месяце, у нас нет.
Так же на киностудии масса реквизита, необходимого для съемок фильмов. К примеру, в нашем распоряжении более 100 тысяч костюмов хорошего качества. И те же независимые студии берут их у нас время от времени напрокат.
В нашем арсенале так же больше тысячи единиц оружия – начиная от казацкой сабли и заканчивая более современными экземплярами. Есть даже танк, пушки и целый парк ретро-автомобилей (некоторым уже по 80-90 лет), которые, к тому же, на ходу.
- ForUm: И это все простаивает?
- Олесь Янчук: Это используется, но эпизодически.
- Роман Балаян: Но все это не приносит тех денег, на которые могла бы развиваться киностудия.
Кстати, прошлое правительство обещало решить вопрос сдачи в аренду наших помещений, выручка от чего в полной мере должна была оставаться у нас. Это во многом спасало бы студию. Вырученные средства, к примеру, мы могли бы потратить на тот же ремонт зданий. Но сейчас об этом все забыли и никто данным вопросом не занимается.
- Олесь Янчук: Да. Территория киностудии ведь очень большая. Когда я 31 год назад пришел сюда, здесь работало 2 900 человек, снималось 12 полнометражных фильмов и 18 телесериалов в год. Сейчас же работает всего 200 человек. Поэтому у нас много пустующих помещений. И 11 сентября прошлого года, будто в качестве подарка к 120-летию киностудии им. А. Довженко правительство приняло постановление о том, что государственные киностудии могут сдавать в аренду свои помещения и самостоятельно распоряжаться всеми вырученными от этого средствами. Документ подписал премьер-министр Арсений Яценюк. Но, как потом выяснилось, постановление не имеет самого механизма реализации прописанных в нем положений.
Когда мы обратились первый раз в Фонд госимущества с этим вопросом, там вообще сделали удивленные глаза. В январе же этого года, в ходе выездного совещания Кабинета Министров Украины, на тот момент и.о. главы Фонда Дмитрий Парфененко сказал, что все сделано. Но у нас уже май месяц, а механизм этот так и не работает.
- Роман Балаян: Я вообще-то за то, чтобы те же частные продюсеры, поскольку перспектива все равно за ними, заняли помещения в одном из наших корпусов, при условии, что они могут полгода не платить киностудии, но успеют сделать в своих комнатах ремонт.
И это полезно не только в финансовом плане. Нужно создавать художественный климат. Что бы все были вместе, могли общаться между собой, обсуждать свои планы, поправлять друг друга в чем-то. Когда-то была четверка: Я, Вячеслав Криштофович, Михаил Беликов и Константин Ершов, и мы читали сценарии друг друга, критиковали их как хотели. А могли бы этого не делать. Но мы же хотели, чтобы эти работы были лучше. Так что нужно не завидовать друг другу, а наоборот вместе держаться.
- Олесь Янчук: Это называется конструктивной критикой.
- Роман Балаян: Да. И без этого нельзя.
- ForUm: Олесь Спиридонович, Вы, когда заняли пост директора киностудии, говорили о том, что предлагали телеканалам сотрудничать в плане производства телесериалов. С тех пор прошел год. Откликнулся ли кто-то и насколько эффективным оказалось это сотрудничество?
- Олесь Янчук: Никто так и не откликнулся. И мне кажется, что все-таки каждому необходимо заниматься своим делом, в котором должен чувствоваться профессионализм. «Любительщина» – страшная вещь. Яркий тому пример – снятый «Студией 1+1» сериал «Последний москаль». Мне рассказывали, что рейтинг телеканала зашкаливал во время его трансляции, но я посмотрел буквально пару серий и увидел, насколько он по многим категориям непрофессионально сделан. В том числе и в плане сценария, и в плане подбора актеров. У меня даже мой друг, бывший губернатор Ивано-Франковской области, спрашивал, кто из режиссеров снял этот пасквиль (произведение, содержащее карикатурные искажения, клевету и т.д. – Ред.).
Я прекрасно знаю Гуцульщину и у меня много друзей гуцулов. Так вот те, кто снимал эту картину, хоть бы поехали туда, пожили там пару недель, чтобы изучить этот колорит. Хотя они вроде бы и снимали там некоторые эпизоды, но основная часть отснята в Национальном музее народной архитектуры и быта Украины в Пирогово. И нам, киношникам, это видно. В целом же, при просмотре сериала, создается впечатление, что он делался на скорую руку.
- Роман Балаян: Но совместное наше с телеканалами производство фильмов или сериалов зависит и еще от одного фактора. Они у нас спрашивают, что может предоставить студия? А мы пока кроме павильонов, костюмов и другого реквизита ничего предложить не можем. Потому что в том же техническом оснащении мы сейчас отстаем от них.
- ForUm: Некоторые Ваши коллеги говорят, что Украине пора сменить репертуар и отойти от некой слезливости в сценариях, страданий и т.д. Что Вы об этом думаете?
- Роман Балаян: Мир, как оказывается, не очень, если честно, интересуют мучения какого-то народа. Ему интересно, в каком состоянии эта страна, ее культура и что она может дать. И пусть это будет просто фильм о том, что он и она любят друг друга и ходят по Киеву. Если это будет хорошо снято, то зритель это оценит и в конце все равно указано, что сделано в Украине.
Есть и исторические кинокартины, которые мы должны освоить. Но переключаться на них полностью, думаю, не стоит. В целом же, фильмы, вне зависимости от темы сюжета, бывают просто хорошими или плохими.
Сейчас же нужно направить силы на камерное кино (когда действия происходят в замкнутом пространстве при участии небольшого количества актеров. – Ред.). Это недорогие фильмы, с которых в свое время стартовало американское независимое кино, когда их кинорежиссер Роберт Родригес снял картину всего за 20 тысяч долларов.
Нужно учить вот такому локальному мышлению и наших продюсеров. И когда правительство увидит, что из 20 фильмов, к примеру, 5 получились отличными и попали на фестивали в Европе, оно может этим вопросом заинтересоваться.
Так же нужно развивать копродукцию (совместное производство фильмов с другими странами. – Ред.), как это делают в Венгрии, Чехии и других странах Восточной Европы.
- Олесь Янчук: Но все это, опять же, зависит от финансовых возможностей. Как не крути, кино – это искусство, тесно связанное со словом «бюджет».
Сниматься же должны разные фильмы. В том числе камерные, о которых говорит Роман Гургенович. Нужно, чтобы появлялись комедии. Сегодня это особенно важно. Ведь общество уже больше года пребывает в сильном эмоциональном напряжении.
У меня особое отношение к историческим фильмам и считаю, что их тоже необходимо снимать. Тем более, они дольше живут. Все-таки, это один из способов получить какую-то информацию о том или ином периоде истории или о какой-то исторической ситуации. А поскольку человек воспринимает художественное кино посредством эмоций, все эти факты лучше запоминаются и в некоторой степени даже влияют на его мировоззрение и позицию.
- Роман Балаян: Знаете, если бы здесь были все продюсеры, о чем я уже говорил, сюжеты можно было бы сочинять на ходу. Просто во время разговоров. Я, к примеру, могу придумать пять комедийных ситуаций, связанных с АТО, которые бы легли в основу сюжетов фильмов, при этом, не ущемляя данную тему.
- ForUm: В прошлом году на Одесской киностудии говорили о том, что в связи с событиями в Украине, у них сорвалось порядка шести контрактов с россиянами. Вы сегодня сотрудничаете с российскими партнерами и возникали ли у Вас подобные проблемы?
- Олесь Янчук: Нет, у нас не было предложений от российской стороны. Единственное, мы уже несколько лет сотрудничаем в плане продажи украинских фильмов, преимущественно советского периода, российским телеканалам.
- ForUm: Россияне раньше часто приезжали снимать свои фильмы к нам в Украину. Уменьшился ли сейчас этот поток и теряем ли мы что-то в финансовом плане?
- Роман Балаян: Теряет не Украина, а эти телепроизводители. Но они своего окончательного слова еще не сказали. Не знаем пока, что из этого выйдет.
- ForUm: Была информация о том, что якобы россияне теперь ездят снимать кино в ту же Беларусь, Грузию…
- Роман Балаян: Да, в Казахстан так же ездят. А в Белоруссии они, кстати, уже давно работали.
- Олесь Янчук: Но это их право. Мы же им не сказали: «Не приезжайте сюда».
- Роман Балаян: К тому же, они у нас работали не из какой-то большой любви, а потому что здесь снять кино гораздо дешевле, чем в России.
- Олесь Янчук: Но в этом нет ничего необычного. Например, сцены связанные с Нью-Йорком, как правило, снимают в Канаде в городе Торонто, где есть похожие кварталы, а съемки там обходятся намного дешевле.
- Роман Балаян: Да. Когда я был на Болгарской киностудии, мне ее директор показывал декорации. И там для фильма, где в главной роли снимался Сильвестр Сталлоне, было «построено» четыре улицы Нью-Йорка. Когда картину закончили снимать, другие режиссеры тоже заинтересовались этими улицами, поскольку по сравнению со съемками в Голливуде, услуги киностудии стоят копейки.
- ForUm: Напоследок хотелось бы услышать, каким Вы видите будущее Украины и украинского кинематографа?
- Олесь Янчук: Верю, что в нашей стране все будет хорошо. Мы сейчас переживаем тяжелые испытания. Но, наверное, мы их заслужили. Потому что все годы независимости мы как-то очень медленно развивались. Помню, будучи в 1991 году на одном из кинофестивалей в США, представители украинской диаспоры говорили, что для развития нужно лет 20 и к тому времени у нас все уже будет нормально. Прошло 24 года, но как видите, у нас до сих пор все не так, как загадывалось.
- Роман Балаян: На мой взгляд, у Украины, как ни странно, именно сейчас, в столь непростое время, есть шанс стать другой.