Минские переговоры и подписанные на них документы являются лишь стартом для новой серии дискуссий по урегулированию ситуации в Украине. Такое мнение корреспонденту ForUm’a выразил политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Будут нужны дополнительные переговоры по каждой из позиций этих договоренностей. На самом деле Минские договоренности являются только началом необходимости новых переговоров. Но, как и в прошлом году, так и сейчас, нет надежных механизмов контроля за прекращением огня и за отведением тяжелых вооружений», - полагает он.
По мнению политолога, документы были компромиссными, ведь без компромиссов их бы просто не подписали.
«По сути своей, это компромиссные документы, но в целом они дипломатически отвечают интересам украинской стороны. Проблема в другом – вряд ли они будут выполняться. И это, между прочим, нейтрализует заявления критиков. Будем реалистами. Например, пункт о конституционной реформе. Формально – это уступка России, но по содержанию это то, что было в прошлом году. Речь идет об особом порядке самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей. Но если будут договариваться о конституционной реформе, то, к сожалению, невозможно, чтобы стороны договорились между собой, и чтобы это было реализовано в этом году. Наши не признают ЛНР и ДНР, а они не откажутся от власти. Это тупик. И не надо этого бояться на самом деле. К этому надо стремиться. Но если не удастся, то не удастся. Никто не брал на себя обязательств, чтобы это было сделано неминуемо и так далее», - отметил Фесенко, добавив, что риск невыполнения пунктов новых Минских договоренностей велик.
В то же время, эксперт полагает, что результаты переговоров стали дипломатической победой Украины.
«Позицией украинской стороны перед переговорами было выполнение прошлогодних минских договоренностей. Позиция России была прямо противоположной. Документ называется «Комплекс мер по исполнению минских договоренностей». То есть, победила украинская позиция. Что хотела Россия перед переговорами и на переговорах? Легализации ЛНР и ДНР, и принципиальных уступок от Украины, связанных с автономией Донбасса, федерализацией, внеблоковым статусом. Ни одного из этих терминов не найти в тексте документов. Нет упоминаний о ЛНР и ДНР, нет упоминаний о федерализации, широкой автономии Донбасса, нет упоминаний о внеблоковом статусе. Вот конкретные доказательства того, что дипломатически победила Украинская позиция, безусловно, при поддержке и европейских лидеров», - считает он.
Кроме этого, Фесенко подчеркнул, что с точки зрения дипломатии очень важно то, что под «Декларацией о поддержке комплекса мер по реализации Минских договоренностей» наряду с подписями Порошенко, Олланда и Меркель стоит подпись Путина.
Как сообщал ForUm, 12 февраля в Минске завершились переговоры президентов Украины, Франции, России Петра Порошенко, Франсуа Олланда и Владимира Путина, а также канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которые длились почти 14 часов, по урегулированию ситуации на Донбассе.
Стороны достигли договоренности о прекращении огня, отводе тяжелых вооружений, освобождении всех заложников.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин не исключает попыток невыполнения Минских договоренностей.