Посещать людей, которые из-за войны вынуждены были бросить дом, хозяйство - всю свою жизнь и оказались где-то далеко, на казенных харчах и под временной крышей? – занятие невеселое. Какими бы ни были условия проживания «внутренних переселенцев» - в их глазах всегда боль и скрытая мысль: «Когда же мы снова окажемся дома?»
В четверг, 27 ноября, сотрудники Агентства ООН по делам беженцев привезли партию гуманитарной помощи от Европейского Союза переселенцам из восточных областей Украины, временно проживающим в Киеве.
В здании по улице Красногвардейской, что в районе станции метро «Черниговская», первый этаж отдан под мастерские и автомобильные боксы, а выше – место обитания переселенцев. Раньше здесь были офисные помещения, но с мая 2014 года характер эксплуатации большей части здания нежданно-негаданно изменился.
- Началось с того, что ко мне обратились знакомые с просьбой приютить на одну-две ночи беженцев с востока, - рассказывает хозяин помещения, директор неправительственной общественной организации «Чесна і свята країна» Андрей Лапенюк. – Свободные комнаты у нас имелись, отчего же не помочь? Сначала одни, потом другие… Совсем незнакомые люди, но то, что они рассказывали о событиях, вынудивших их покинуть дом, просто ужасало. Ну как не помочь? Вот так все и началось…
Сейчас центр для переселенцев занимает два этажа здания. Контингент постоянно меняется. Например, когда были освобождены Краматорск и Славянск, люди вернулись домой, но вместо них стали прибывать люди из Луганской области, из Донецка.
Сегодня в Центре живут 128 человек, включая 48 детей, 6 инвалидов, 12 пенсионеров и 7 многодетных семей. Большинство из них смогли вывезти из родного дома лишь те вещи, что поместились в ручную кладь, поэтому с наступлением холодов начались проблемы с теплой одеждой, обувью, одеялами…
- Честно скажу: содержать такое количество людей на довольствии – дело и очень хлопотное, и дорогое, - говорит Андрей Лапенюк. – Мои личные финансовые возможности далеко не безграничны, поэтому буду признателен всем добрым людям, которые могут оказать помощь. Я знаю точно: из каких бы районов Украины ни были эти люди – это наши сограждане. И бросать их в беде нельзя.
Поэтому помощь международных организаций сейчас очень кстати. Десятки пакетов в теплыми вещами и одеялами в Центр привез Мамар Мерзук, руководитель Службы ЕС по гуманитарной помощи и гражданской защиты в Украине.
- В октябре Евросоюз предоставил Агентству по гуманитарной помощи 1,1 млн долларов именно для помощи вынужденным переселенцам с востока Украины, - рассказывает Мамар Мерзук. – А общая сумма помощи в этом году будет составлять 10 млн долларов. Агентство ведет работу во многих городах Украины, в основном помощь оказывается на востоке страны (помогают в восстановлении разрушенного военной жилья) и в местах компактного проживания переселенцев. Одно из них – дом на Красноармейской, 27а, в Киеве.
По словам Мамара Мерзука, помощь уже оказана 35 тыс. людей, однако, по его признанию, это лишь малая часть от общего числа нуждающихся.
Раздача привезенных им вещей выглядела и буднично, и печально. Переселенцы, откликаясь на называемые фамилии, скромно протискивались сквозь толпу журналистов и, смущаясь, принимали в руки пакеты. Многие явно не хотели, чтобы их лица попадали в объективы камер.
- Поймите нас правильно и не обижайтесь, - сказала мне позже Наталья, которая приехала в Киев с детьми из Красного Луча Луганской области в последних числах мая, - нам совсем не хочется становиться «телезвездами», быть беженцем – это огромное несчастье. К тому же там, дома, остались родственники, друзья, знакомые, соседи, и далеко не все они настроены к Украине лояльно…
Как Наталья относится к тому, что помощь им оказывает ООН и Евросоюз?
- Спасибо всем, кто помогает, - говорит Наталья. – А какой люди национальности, в каких странах живут – нам безразлично.
Небольшая экскурсия по жилым комнатам переселенцев производит впечатление двоякое. С одной стороны, есть и крыша над головой, и тепло, на общих кухнях булькает что-то в кастрюлях… С другой стороны, быт этих людей весьма скуден: некоторые, из-за нехватки кроватей, вообще спят на полу, не всем даже есть на что присесть, не хватает кухонной утвари. Бедность и крайняя ограниченность в средствах и возможностях – вот какой дух витает в этой сделанной из офисных помещений «коммуналки».
Все дети переселенцев посещают ближайшую школу и детский сад. Не было ли у переселенцев каких-то стычек с киевлянами из-за «географии прибытия»?
- Всякое бывало, - опускает глаза Наталья. – Недавно сын прибежал домой испуганный, бледный. Говорит, что в школе мальчишки обозвали «сепаром» и хотели бить… А какие мы «сепары»?..
О собственных политических предпочтениях взрослые переселенцы предпочитают вообще не говорить ничего. «Мы ладим, другого выхода нет», - сказали мне и дали понять, что этой темы лучше вообще не касаться.
А в целом, общее здесь настроение – домой! когда же домой?! Вчерашние жители Донецка, Алчевска, Красного Луча, Снежного, Дзержинска с завистью и тихой болью вспоминают тех, кто уже смог вернуться домой – в освобожденные Славянск, Краматорск…
Увы, оставшимся пока возвращаться некуда.