В двух шагах от места, где в минувшие выходные в Киеве люди с горящими свечами отмечали первую годовщину «Евромайдана», на улицу вышли украинцы другого типа - торговцы валютой на черном рынке, сообщают журналисты Financial Times Роман Олеарчик и Нил Бакли, пишет «Инопресса».
«Продаете доллары? Я вам дам больше. Даю 18», - сказал некий мужчина, стоявший у пункта обмена валюты. В самом пункте за 1 доллар давали 15,5 гривни.
Газета замечает: возвращение теневых валютчиков - признак того, что страна, истерзанная войной, снова сползает в финансовый кризис. В текущем году гривня ослабла на 50%, иновалютных резервов едва хватит на оплату импорта в течение шести недель, ВВП, как ожидается, сократится в нынешнем году не менее чем на 7%.
Это провоцирует страхи перед возможным дефолтом. Доходность украинских облигаций выросла до рекордной отметки. Звучат призывы предоставить Украине новый пакет антикризисной финансовой помощи.
Легкое облегчение чувствовалось в пятницу, когда пять прозападных партий подписали коалиционное соглашение.
Премьер-министр Яценюк заверил, что новое правительство (его состав будет объявлен на этой неделе) твердо намерено ускорить реформы, чтобы обуздать коррупцию и модернизировать экономику.
Но времени в обрез, отмечают авторы. Министр финансов Шлапак сказал, что до конца года Украина вряд ли получит дополнительные деньги МВФ, так как задержка с формированием Кабинета Министров отсрочила принятие бюджета на 2015 год.
Атмосфера неопределенности давит на гривню, а это подстегивает инфляцию и создает сложности для банков.
Но, по мнению аналитиков, срочная и относительно небольшая помощь иностранных кредиторов могла бы стабилизовать ситуацию.
Напомним, Украина в 2014 году получила два из обещанных четырех траншей Международного валютного фонда. Аналитики полагают, что в этом году траншей МВФ Украина уже не получит.
Фонд ждет формирования нового Кабинета Министров, чтобы продолжить консультации по ситуации в экономике. Эксперты полагают, что МВФ обеспокоен гораздо более сильным, чем прогнозировалось, падением экономики, а также сильной девальвацией гривни.