В условиях войны сложно оценить, чьи кредиты Украине выгодней. Такое мнение выразил ForUm’у экономист Владислав Старинец, комментируя ситуацию с внешним кредитованием Украины за прошедший год после Майдана.
«Российские деньги были на два процента дороже, чем деньги МВФ. Но Россия не выставляла нам условий. Российские деньги шли в комплекте с тем, что цена на газ устанавливалась в пределах 268 долларов за куб и нам не выставляли условий по поднятию тарифов в 3-4 раза, сокращению чиновников, зарплат. Этих условий не было под предоставление прошлогодних трех миллиардов долларов (от России. – Ред.)», - отметил Старинец.
«А условия МВФ (по выдаче кредита Украине. – Ред.) четко идут в привязке к непопулярным реформам. Они тоже необходимы. Но это философский, длинный вопрос – что лучше, а что хуже (для Украины. – Ред.). В нынешней обстановке объективно это обсуждать никто не будет, все будут давить на эмоции, потому что идет война», - акцентировал экономист.
По мнению Старинца, условия получения кредитов – плоскость политических спекуляций.
«Было много спекуляций, что Россия требовала что-то взамен. Я не видел никаких требований от России взамен. Я не собираюсь говорить, что это лучше, просто выражаюсь языком цифр, фактов и аргументов, которые доступны, из открытых источников. Тот, у кого есть иные факты, пусть об этом говорит», - отметил экономист.
При этом Старинец подчеркнул, что украинская экономика находится в состоянии отсутствия выбора - у кого взять средства.
«Деньги нужно брать везде – и в России, и в Китае. Потому что с Китаем у нас тоже в свое время был подписан договор об инвестициях на порядка 30 миллиардов долларов», - напомнил эксперт.
«Если видим, что мы не получаем тот объем средств, который нам необходим, абсолютно нормальная реакция - работать со всеми. Ситуация у нас крайне печальная, потому перебирать не приходится, нужно брать (средства. – Ред.) везде, где есть доступ. Ездить в тот же Китай, на Ближний Восток, чтобы выйти из сложной экономической ситуации, сложившейся на сегодняшний момент», - заключил экономист.