В октябре промпроизводство в Украине снизилось на 16,3 % по сравнению с октябрем предыдущего года, пишет «Капитал», ссылаясь на данные Государственной службы статистики.
«Начиная с мая падение производства ускорялось вдвое с каждым месяцем вплоть до сентября. Тогда эта тенденция прервалась, показав замедление темпов промышленной рецессии с 21,4 % в августе до 16,6 %. В целом по итогам десяти месяцев спад производства ускорился до 9,4 %», - отмечает издание.
Однако результаты октября пока не позволяют говорить о возникновении тенденции к восстановлению промышленности, считают опрошенные газетой эксперты. Улучшение показателей в прошлом месяце — это скорее сезонный фактор, утверждает руководитель аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин. С началом отопительного сезона, которое пришлось на октябрь, увеличились поставки электроэнергии, газа, пара и конденсированного воздуха. По сравнению с сентябрем этот показатель вырос более чем на 20 %, свидетельствует статистика.
«О том, что рано радоваться, говорит и тот факт, что всего одна отрасль смогла нарастить объемы выпуска продукции по сравнению с октябрем прошлого года. Речь идет о производстве продуктов питания, напитков и табачных изделий. При этом продолжился спад в остальных сферах, причем больше всех — в добыче угля. В октябре шахты добыли менее 40 % от того, что год назад», - пишет издание.
Говоря о региональных показателях, стоит обратить внимание на оживление промышленности на Донбассе по сравнению с сентябрем. Однако в целом падение производства в Донецкой и Луганской областях все еще катастрофическое — 55,2 % и 80 % соответственно. Как заявил премьер-министр Арсений Яценюк, основным негативным фактором, который влияет на экономический рост, а следовательно, и на промышленность, является Российская Федерация, которая, по его словам, «ведет неофициальную войну, нарушая соглашение о прекращении огня».
Еще до объявления официальной статистики в отраслевых ассоциациях намекали, что показатели октября наверняка обойдут темпы сентябрьского производства. В ассоциации «Укравтопром» сообщили, что в минувшем месяце с конвейеров украинских заводов сошло на 13,5 % больше машин, чем в сентябре. Однако относительно октября 2013 г. разница все еще более чем существенная — 72,5 %.
Несколько улучшили свои показатели металлурги. По данным объединения «Металлургпром», рост среднесуточного производства чугуна достиг почти 10 %. Благодаря увеличению поставок сырья нарастили выплавку меткомбинаты «Азовсталь», им. Ильича и им. Дзержинского, говорит гендиректор «Металлургпрома» Александр Зражевский. К тому же, по его словам, в октябре возобновили работу Енакиевский метзавод и «Донецксталь», которые в сентябре простаивали.
Тем не менее производственные мощности металлургов работают далеко не на полную силу. К началу ноября функционировало две трети — 20 из 30 действующих доменных печей, а также 8 мартеновских печей из 11. «В настоящее время не работают Алчевский меткомбинат, Донецкий электрометаллургический завод, Донецкий металлопрокатный завод», — говорят в «Металлургпроме».
Добавилось проблем меткомбинатам в связи с девальвацией. По словам Зражевского, за девять месяцев, несмотря на снижение продаж в натуральном выражении на 14 %, металлурги получили прибыль от операционной деятельности в 6,6 млрд грн. Этому способствовало удорожание проката черных металлов в среднем на 28,8 %. Однако после переоценки валютных кредитов и процентов по ним компании отрасли вышли на убытки в 14,3 млрд грн, тогда как за три квартала прошлого года они достигали 8,8 млрд грн.
Иллюзий относительно дальнейшего состояния в промышленности не питают ни производители, ни аналитики. С учетом сложившегося в октябре-ноябре уровня производства, в декабре ожидается производство чугуна, стали и проката на уровне 80 % от прошло года, сообщили в «Металлургпроме».
При этом, как отметил Чурин, явных признаков для стабилизации ситуации в промышленности нет. С одной стороны, по словам эксперта, бизнес чувствует себя неуверенно, воздерживаясь от дальнейших инвестиций, с другой — продолжается падение потребительского спроса.