Национальный банк может обратиться к Министерству экономического развития и торговли с рекомендацией определить критичность импорта. Такую возможность председатель НБУ Валерия Гонтарева обсудила с руководителями 40 крупнейших банков во время совещания в понедельник, сообщает «Капитал».
Очертив перечень товаров, ввоз которых в страну является критически важным, и ужесточив условия импорта для остальных, Минэкономразвития должно помочь сократить спрос на валюту со стороны импортеров. Это ослабило бы девальвационное давление на гривню, курс которой не перестает с 5 ноября каждый день обновлять исторический минимум, и помогло бы его удержать от падения ниже отметки 16 USD / UAH, о которой как о граничной Нацбанк и банкиры договорились в понедельник, 10 ноября. Вчера, 11 ноября, официальный курс уже достиг отметки 15,77 USD / UAH, а на момент закрытия межбанковского рынка курс на покупку составил 15,80 USD / UAH, на продажу — 16,25 USD / UAH.
Составление перечня товаров критического импорта, которые можно ввозить в страну без уплаты НДС, правительство активно практиковало в 1990‑е. После вступления Украины во Всемирную торговую организацию наша страна отказалась от этой практики. Правда, в наиболее тяжелые для экономики моменты были попытки к ней вернуться. В частности, осенью 2008 г., когда в мире разворачивался глобальный финансовый кризис, подорвавший внешний спрос на украинский экспорт, а в Украине — спровоцировавший банковский кризис и девальвацию гривни с 4,85 USD / UAH до 7,70 USD / UAH. Тогда Кабинет Министров во главе с Юлией Тимошенко рассматривал возможность составления списка критического импорта и ограничения ввоза в страну товаров, не попавших в число избранных. Жизненно необходимой продукцией планировалось назвать нефть, газ и нефтепродукты, какао-бобы, пальмовое масло и другое сырье для пищепрома, а также оборудование, которое не производится в Украине. Как уточнял тогдашний министр экономики Богдан Данилишин, критический импорт получил бы пошлинные льготы и был бы освобожден от уплаты НДС.
Предполагалось, что такой шаг поможет сократить резко увеличившийся внешнеторговый дефицит и ослабить девальвационное давление на курс нацвалюты со стороны импортеров. В частности, Нацбанк на тот момент во главе с Владимиром Стельмахом рассматривал возможность использования дифференцированного подхода к определению курса продажи валюты для импортеров критического и некритического импорта. Так, право на покупку валюты по официальному курсу могли бы получить импортеры энергоносителей и оборудования, а остальные приобретали бы ее по менее выгодному курсу межбанка. Кстати, идею с ограничением импорта на год ради стабилизации ситуации поддерживал на тот момент председатель совета НБУ Петр Порошенко.
Но инициатива с критическим импортом была раскритикована бизнесом и не реализована в полной мере. Правительство обошлось точечным ограничением импорта для отдельных видов продукции, без введения поблажек для приоритетного импорта.
На сегодняшний день перечня критического импорта не существует. «Любое предприятие, которое выходит (на внешний рынок) и покупает зубную пасту, может повлиять на курс валюты, от которого страдает каждый из нас», — отмечает председатель правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей. По его мнению, правительство должно разработать критерии и приоритеты для включения товаров в список критического импорта.
Впрочем, у этой инициативы больше минусов, чем плюсов. «Запрет импорта большинства товаров будет иметь краткосрочный позитивный эффект для торгового баланса, но в долгосрочном периоде это создаст теневой рынок для импорта, на ликвидацию которого уйдут годы», — предостерегает руководитель аналитического департамента компании SP Advisors Виталий Ваврищук. Кроме того, по многим группам товаров тяжело определить, что является критическим импортом. Например, неясно, относить всю продукцию машиностроения к этой категории или исключить из нее легковые автомобили. И даже если перечень приоритетных товаров будет составлен без влияния лоббистов, результатом этой инициативы станет резкое ускорение инфляции. Причем, отмечает эксперт, даже не после введения ограничения, а в ожидании его введения, поскольку украинцы могут начать массово покупать бытовую технику, а предприятия — запасаться сырьем впрок.
Тем не менее пойти на такую радикальную меру снова Нацбанк может, если в ближайшее время экспортеры не начнут возвращать выручку в страну и не увеличат предложение валюты на межбанке. Несмотря на то что из‑за обесценивания гривни ввоз товаров и услуг в страну и так уменьшился в январе-сентябре на 24 %, нынешних объемов межбанка не хватает, чтобы покрыть все потребности импортеров и не оставить при этом без внимания нужды собственно банков, испытывающих отток валютных депозитов и растущий спрос на валюту со стороны населения. Так, за сентябрь на обмельчавшем межбанковском рынке было продано $7,5 млрд инвалюты, а объем импорта составил $6 млрд. На валютные аукционы, объем которых в новом формате ограничен $10 млн в день, импортеры сейчас рассчитывать не могут.