Иностранная помощь, которую щедро выдают Украине Международный валютный фонд, Всемирный банк и другие организации, по сути, затягивают финансовую удавку на горле Украины. Ведь эта помощь - не что иное, как новые долги, которые стране придется отдавать с процентами. Такое мнение высказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, пишут «Комментарии».
По мнению эксперта, никакой реальной помощи экономике Украины эти кредиты не оказали: они лишь отсрочили момент банкротства Украины, которое теперь стало весьма вероятным нынешней весной из-за падения экономики и девальвации. Политика команды Яценюка в этом смысле коренным образом отличалась от политики команды Сергея Арбузова, возглавлявшего финансово-экономический блок предыдущего состава Кабмина.
«Последняя (команда Арбузова. – Ред.) стремилась как можно скорее расплатиться по всем долгам, не делая новые. В прошлом году, например, только МВФ было возвращено $5,6 млрд кредитов, полученных еще в 2010 году. Более того, правительство в конце прошлого года подготовило программу управления госдолгом, которая предусматривала скорейшую выплату всех долгов, в первую очередь валютных, без помощи МВФ и подобных структур, но выполнить ее не успело. А вот пришедшее на смену правительство Яценюка с радостью согласилось на такую «помощь», - отмечает Охрименко.
Хотя, как отмечает эксперт, еще весной было понятно, что МВФ сильно переоценивает возможности Украины и ее нового правительства.
«Изначальная программа МВФ была построена на абсолютно нереалистичных предположениях», - указывает главный экономист Standard Bank Тимоти Эш. Развитие событий показало, что эта точка зрения справедлива: события в Украине развивались всегда по самому плохому из сценариев, вот почему Фонду приходилось постоянно пересчитывать параметры программы и де-факто отказываться от изначальных рекомендаций типа установления гибкого курса валюты.
По мнению Эша, в результате действий нынешнего правительства страна оказалась на пороге банкротства. Вопрос не в том, придется ли Украине пойти на реструктуризацию. Главный вопрос, интересующий инвесторов, — когда именно Украина будет вынуждена это сделать.