Официальное решение ЕС о перенесении начала имплементации Соглашения о ЗСТ Украина-ЕС до конца 2015 года, принятое сегодня, - это верное решение. И не только с точки зрения политических уступок в контексте разрешения мирным путем ситуации на востоке, но и с точки зрения экономической ситуации в Украине в целом.
Об этом на своей странице в сети Facebook пишет экс-министр доходов и сборов Украины Александр Клименко.
«И в ноябре прошлого года, и в сентябре этого одинаково очевидно, что украинские предприятия еще не готовы конкурировать с европейскими. Наши товары не смогут сразу завоевать конкурентную нишу на рынках ЕС, в то же время рынок Украины наполнится товарами из Европы. Что негативно отразится на тех отраслях украинской промышленности, которые выживают как раз за счет внутреннего рынка. Это и легкая промышленность, и машиностроение, и точное приборостроение, и автопром. Эти и другие отрасли производства товаров с высокой добавленной стоимостью просто погибнут. Лозунг «Купуй українське» невозможно будет воплотить в жизнь», - отмечает экс-министр.
При этом Александр Клименко напоминает, что год назад предыдущее правительство приводило те же самые аргументы и европейские чиновники воспринимали их довольно скептически. Сегодня же они оперируют теми же цифрами и логикой.
«Так, в декабре 2013 года на встрече в Брюсселе со Штефаном Фюле, - вспоминает экс-министр, - мы проговаривали, что создание ЗСТ принесет значительные экономические потери Украине и то, что нужно учитывать позицию России. Основной наш месседж был в том, что нам нужно время, чтобы адаптировать экономику». Александра Клименко отмечает, что, еще по прошлогодним подсчетам, краткосрочные потери после создания ЗСТ с ЕС - например, снижение таможенных платежей, по предварительным оценкам, от 430 до 640 млн евро (от 3,5 до 7,2 млрд грн) - значительно усугубят общее состояние экономики. Кроме того, остановка экспорта в Россию и тогда, и сейчас все еще критична для ряда украинских предприятий, которые являются крупными налогоплательщиками. Уже тогда прогнозировалось значительное увеличение социальных рисков из-за сокращения производства и потери украинскими гражданами рабочих мест. «В качестве примера тогда на встрече с Фюле приводилась, кстати, кондитерская корпорация ROSHEN, экспорт продукции которой в РФ в 2013 году сократился на 51%», - отмечает экс-министр и добавляет, что «в прошлом году ни Европа, ни украинские граждане не готовы были прислушаться к этим аргументам. Сегодня г-н Фюле более восприимчив к таким аргументам украинской стороны».
Отсрочка по ЗСТ Украины с ЕС принята всеми сторонами как временная. Пусть с разной мотивацией, но участники переговоров де-факто дали Украине время укрепить свою экономику и максимально адаптировать национальное производство под евростандарты. При этом Брюссель пошел на серьезные уступки – оставляет свой рынок открытым, автономные торговые преференции для Украины будут продлены до 31 декабря 2015 года. Это и беспошлинный режим для 95% промышленной продукции и 84% сельскохозяйственной продукции, и беспошлинные тарифные квоты для остальной сельскохозяйственной продукции. Такое решение выгодно для украинского бизнеса в контексте переориентации экспортных потоков из России в направлении ЕС.
А работы в этом плане еще очень много. Как отмечает Клименко: «Экспорт в ЕС в первой половине 2014 года вырос на 14,9% в годовом исчислении, в то время как экспорт в Россию снизился на 23,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но это на фоне общего снижения внешнеторгового оборота Украины на 17%!»
Потому экс-министр считает позитивным тот факт, что Украина пока получила время торговать с Россией и странами СНГ на льготных условиях в рамках Договора о Зоне свободной торговли с СНГ. Это даст не только возможность продолжить работу по переориентации рынка, но и избежать резкого шока для украинских производителей. «Хотя, - отмечает экс-министр, - следует помнить, что у России остается в руках такой козырь, как нетарифные барьеры и вероятность продолжения практики применения ad-hoc барьеров для экспорта, которые объясняются нарушением Технических барьеров к торговле или санитарных и фитосанитарных мер. И она может в любой момент им воспользоваться, как это было в августе и в октябре прошлого года».
Клименко считает, что «в любом случае, даже на фоне всех происходящих событий, было бы неверно отвергать тот факт, что стратегическое партнерство с Россией как было, так и есть важным элементом развития Украины. География - наука точная, и налаживать отношения нам рано или поздно придется. И лучше это делать раньше».
В целом, по мнению экс-министра, украинский бизнес пока что получает дополнительное время для повышения конкурентоспособности, чтобы подготовиться к либерализации торговли и усилению конкуренции на внутреннем рынке. Эта временная отсрочка, которая пока устраивает и ЕС, и Россию, и Украину. Но, по мнению эксперта, это не повод сидеть сложа руки. Тем более когда резкая девальвация гривни уже создала гораздо более серьезный щит для импорта по сравнению с отсрочкой в постепенной ликвидации импортных пошлин.
«Если наши партнеры готовы протянуть Украине руку экономической помощи, и в Брюсселе, и в Вашингтоне серьезные опасения высказывают по поводу реальной способности правительства провести реформы. Потому что любой кредит доверия растрачивается очень быстро, если его не подпитывать реальными действиями», - предостерегает Клименко.
В числе первоочередных задач, которые, по мнению экс-министра, должны стоять на первом месте в повестке дня украинского правительства, во-первых, настоящая, а не декларативная реформа налоговой системы. Ее цель – облегчить ведение бизнеса. «И она должна проводиться не впопыхах, а по принципу «семь раз отмерь – один отрежь». Нельзя менять налоговые правила каждый месяц. Бизнес может подстроиться под любые правила игры, но не под те, что меняются каждую неделю», - отмечает Клименко.
Во-вторых, максимальная поддержка национального производителя для выхода на европейские рынки. И не только крупного бизнеса, но мелкого и среднего. «В этом должны быть введены налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, обучение граждан ведению бизнеса, популяризация культуры предпринимательства. Необходимо стимулировать и развивать обучающие программы, разъяснять, как стать предпринимателем и что необходимо для того, чтобы успешно конкурировать в Европе», - пишет экс-министр и добавляет: «Необходимо наконец-то серьезно взяться за вопрос внедрения института уполномоченного экономического оператора, выработать процедуру предоставления сертификатов Euro1, создать институт торговых атташе при дипломатических миссиях в странах - ключевых торговых партнерах и потенциально интересных для развития внешней торговли. Для этого нужна кропотливая системная работа, а не громкие лозунги и пустые разглагольствования».
В-третьих, приоритетом правительства должно стать легкое кредитование и минимизация бюрократии. «Мы все понимаем, - рассуждает Александр Клименко, - что сегодня невозможно полностью ограничить вмешательство государства в сферу бизнеса, все подобные заявления – это просто популизм. Но это вмешательство должно быть максимально деликатным и не отвлекать бизнес от его основной деятельности.Зарегулированност
Таким образом, по мнению Клименко, нужны реформы, системные и грамотные. «Но их нужно делать не потому, что благодаря им мы получим внешние деньги. А потому, что без них мы потеряем свою экономику и своих граждан. Украинцы очень умелые и предприимчивые - не мешайте им и дайте время стать успешными», - резюмирует экс-министр доходов и сборов Украины.