Возникновение в последние месяцы черного рынка валюты — результат работы нынешнего руководства Нацбанка, которое вначале окончательно подорвало доверие украинцев к гривне, а затем ввело жесткие административные ограничения на покупку и продажу иностранной валюты. Об этом пишет экономический эксперт Александр Охрименко в авторской колонке на сайте «Комментарии».
В 2011-2013 годах, когда Нацбанком управляли Сергей Арбузов и Игорь Соркин, регулятор серьезно занимался повышением доверия граждан к гривне, напоминает он. Инфляция за все три года составила всего 4,5%. Сам же курс гривни в те годы Нацбанк поддерживал неизменным, оперируя в первую очередь рыночными методами и предлагая все новые привлекательные инструменты для инвестирования находящихся «под матрасом» долларов — например, валютные казначейские облигации и инвестиционные монеты из драгоценных металлов. И одновременно с этим НБУ поддерживал стабильность банковской системы: аккуратно выводил неплатежеспособные банки, выдавал рефинансирование тем банкам, которые в нем нуждались, на строго определенных условиях.
Сейчас все иначе, пишет Александр Охрименко. Только в этом году гривня, по прогнозу министра финансов Александра Шлапака, обесценится на 19-20%, в первую очередь — за счет глубокой девальвации и роста коммунальных тарифов и цен на газ. А отпущенная в «свободное плавание» валюта продолжает идти ко дну. Попытки же Нацбанка действовать административными методами никакого результата не дают. Даже фактический приказ со стороны нынешнего председателя НБУ Валерии Гонтаревой удерживать курс не ниже 13 грн за доллар ничего не меняет: официально в обменниках он достаточно низкий, но валюты там нет. Никакой.
В результате граждане просто вынуждены пользоваться услугами черного рынка. Хотя там курс и выше на одну-две гривни, однако, договорившись с менялами, можно купить и продать практически любую сумму безо всяких ограничений. Введение же дополнительных барьеров, таких как запрет на покупку частниками более 200 долларов и повышение сбора в Пенсионный фонд до 2% от суммы валютообменной операции, приведет только к дальнейшему процветанию черного рынка, уверен Александр Охрименко.