Вернуться в родные места, где провел всю свою сознательную жизнь, и застать их разбитыми, истерзанными войной – это больно, очень больно. Тихо и равнодушно щелкает затвор фотоаппарата, а глаза отказываются верить в то, что видишь в объективе. Краматорск, Славянск, Николаевка. Донбасс – зона АТО.
Больше всего в Краматорске, который формирования ДНР покинули 5 июля, поражает внешнее ощущение, как будто здесь ничего «такого» не происходило. Сколько ни сообщалось о якобы «круглосуточных обстрелах» города в СМИ - разрушений на самом деле не так много. Как говорится, «места знать надо». Но уж там, где действительно ложились снаряды и мины, зрелище потрясает. Вот здесь жили твои знакомые (слава богу, они остались живы).
Центр города, окопы на территории частного офиса. Свадебный лимузин тоже был превращен в часть оборонительного комплекса.
Здесь снаряды попали в жилую «хрущевку».
Воронка от мины на самом входе в школу. Разрушен один кабинет, но к 1 сентября здание «подлатали».
Задняя часть здания горисполкома Краматорска до сих пор без стекол. В самом здании был штаб представителей ДНР, однако прямых попаданий сюда не было.
Еще один жилой дом в самом центре Краматорска. Наверху, в башенке, обычно сидел снайпер. По всей видимости, целились именно в него, но попали в квартиру.
Прямое попадание в автокооператив. Двое убитых, трое раненых. В общей сложности сгорело со всем содержимым около 20 гаражей.
Вот такие осколки до сих пор выковыривают из металлических гаражей.
Кто стрелял по городу? «Стреляли все, на то и война», - говорят местные жители.
К военным украинской армии на улицах города относятся спокойно. Кто-то радостно приветствует: «Слава Украине!», другие просто разглядывают оружие и технику.
Вот такой БТР время от времени курсирует по городу, вещая через громкоговоритель песню «Червона рута».
В выходные и праздничные дни патриотично настроенные граждане организовывают поездки к военным. Десантная часть, несколько месяцев подряд в полном окружении, под постоянными обстрелами удерживавшая стратегически важный военный объект – военный аэродром Краматорска, – переведена на отдых в соседний Славянск, на местный курорт. Сюда приехали с музыкальной программой и домашними вкусностями представительницы женских общественных организаций и даже инвалиды. Пели все – и десантники, и гости.
Служивые явно скучают по дому и родным.
Автографы на память – и за «домашние» пирожки.
Потанцевать с девчонками – святое дело.
Новая встреча – на блокпосту между Краматорском и Славянском. Прямо на трассе до сих пор можно обнаружить искромсанные останки боевой техники.
Последний визит – на блокпост у военного аэродрома в Краматорске. Ступать влево-вправо от дороги нежелательно – заминировано. Так что импровизированный концерт дается прямо посреди проезжей части, и все довольны. На прощание – все те же «домашние» вкусности для служивых.
Однако все благодушное настроение напрочь перечеркивается посещением пригорода Славянска – поселка Семеновка.
Совсем недавно название этого крошечного поселка у международной трассы Ростов - Харьков воспринималось в окрестных городах с определенной долей специфического мрачноватого юмора. Ведь именно здесь располагалась большая психиатрическая больница. Еще поселок запоминался проезжавшими мимо автомобилями большой торговой палаткой с аляповатыми садовыми гномиками, аистами и прочими поделками на любителя.
Теперь ничего этого в Семеновке нет. Как нет и самой Семеновки. Ожесточенные бои с применением самой различной артиллерии превратили поселок в подобие второго Сталинграда. С тем лишь отличием, что здесь украинцы убивали украинцев и русские - русских.
В Семеновке еще теплится кое-где жизнь. Но на ближайшем блокпосту настоятельно не рекомендуют покидать машину и ступать на обочину. Потому что здесь везде можно нарваться на железный «сюрприз», к которым, кстати, периодически добавляются ловушки-растяжки, кем-то устанавливаемые по ночам.
От корпусов психиатрической больницы остались одни руины. Все, что смог сделать персонал для своих пациентов, – это отдать их родственникам.
Даже добраться в Семеновку нелегко. Международная трасса внезапно обрывается знаком «Стоп» и съездом на обочину перед взорванным мостом. Зрелище, которое с трудом укладывается в голове. Грунтовка выводит на наведенный армейцами понтон. Легковушки, грузовики-длинномеры и автобусы с пассажирами медленно катят по громыхающей и покачивающейся переправе. Глаза всех проезжающих устремлены на висящие пролеты моста. Выражение глаз у всех одинаковое: ужас и неверие в увиденное. Увы.
Донбасс далеко не однороден в своих мировоззрениях, как это обычно преподносится в СМИ. Вот так встречали в Краматорске День Независимости Украины.
Грандиозное шествие по центральным улицам города насчитывало до 10 тысяч участников!
Не считая сочувствующих…
Жить в Краматорске сегодня нелегко. Дороговаты продукты, на магазинных полках количество товаров и фирм-производителей уменьшилось минимум вдвое. Мелкий и средний бизнес фактически «лежит», так как часть предпринимателей совсем не спешит возвращаться в близкий к воюющему Донецку Краматорск. Но работают кафе, и на улицах снова появились дорогие иномарки (в военное время хозяева прятали их от греха подальше). Местные власти, несмотря на отсутствие какой-либо материальной помощи со стороны госбюджета, худо-бедно поддерживают коммуналку, на улицах города чисто. Главное же желание и надежды местных жителей сводятся к одной простой и давно известной фразе: «Лишь бы не было войны…»
Ее, этой войны, здесь уже пережили с избытком.