Министерство финансов не смогло во вторник разместить гособлигации внутреннего займа, пишет газета «Капитал».
Ведомство предлагало гривневые ОВГЗ со сроком обращения два года, пять и семь лет и двухлетние валютные гособлигации. Размещение первых не состоялось, так как по данным ценным бумагам министерство не получило ни одной заявки. По вторым Минфин получил лишь одну заявку с доходностью 14 % и ее не удовлетворил. Это уже четвертый безрезультатный аукцион по размещению ОВГЗ из одиннадцати проведенных Минфином с начала августа. Еще в ходе трех частично плодотворных аукционов удачным было лишь одно размещение из всех предложенных министерством в каждом из аукционов.
В целом с начала месяца министерство привлекло 4,7 млрд грн внутреннего долга в гривне - и ни копейки валютного. При этом больше половины гривневых суверенных обязательств — на 2,1 млрд грн под 19 % годовых — приобрел через Deutsche Bank 15 августа один-единственный иностранный инвестор. До конца месяца Минфин планирует провести еще один ОВГЗ-аукцион, 28 августа.
Слабый спрос на локальный украинский суверенный долг связан не с отсутствием средств у потенциальных покупателей. Напротив, остаток средств на корреспондентских и транзитных счетах банков сегодня заметно выше среднего. По данным Национального банка, на начало дня проведения аукциона на них находилось 33 млрд грн. Для сравнения — в прошлом году на них было в среднем 25,3 млрд грн, а нормой считается сумма около 20 млрд грн.
От ОВГЗ — как гривневых, так и валютных — инвесторов отпугивают валютные риски. Так, по мнению главы центра инвестиционного бизнеса Укрсиббанка BNP Paribas Group Сергея Ягнича, нулевой спрос на ОВГЗ объясняется тем, что инвесторы решили воздержаться от вложений в стремительно падающую национальную валюту. Напомним, в тот же день, что проходил аукцион, обменный курс гривни обновил исторический максимум на межбанковском рынке, упав на 50 коп. за день и достигнув на момент закрытия 13,95‑14,30 UAH / USD. Таким образом, только с начала лета гривня на покупку подешевела на 18 %, на продажу — на 20 %. А с начала года — на 68 % и 72 % соответственно. Это, считает финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран, раскручивает инфляцию. «При девальвации в 50‑70 % инфляции на уровне 20 % быть не может», — отмечает он. По данным Госстата, в январе-июле цены выросли уже на 6,8 % в среднем по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., или на 12,6 % в годовом измерении. А в июле, еще до августовской волны девальвации, глава НБУ Валерия Гонтарева прогнозировала, что инфляция к концу года может достигнуть 17‑19 %.
Между тем, если исходить из последних состоявшихся размещений, Минфин предлагает доходность в размере 17,3‑18,98 % для двухлетних, 16,5 % - для трехлетних, 14,3 % - для пятилетних гривневых гособлигаций. «При нынешней девальвации и инфляции инвестировать в ОВГЗ с доходностью около 20 % на вторичном рынке и еще меньше на первичном не имеет смысла», — говорит Шапран. Поэтому пока, отмечает начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке ИК Concorde Capital Юрий Товстенко, банки или размещают свои гривневые ресурсы на межбанке, или вкладывают в инвалюту, или попросту занимают выжидательную позицию. Вдобавок у банков отпала нужда в ОВГЗ как в резервных инструментах, потому что они сокращают объемы кредитования и расформировывают резервы, объясняет Шапран.
Выше 20% должна быть доходность по ОВГЗ, чтобы привлечь в них инвесторов. Кроме того, должна уменьшиться волатильность курса, следовательно, инвестировать в ОВГЗ для инвесторов имеет смысл только в расчете на укрепление гривни. Иначе заинтересовать инвесторов этими бумагами Минфин сейчас может только пообещав им более высокую доходность, чем прежде. Именно благодаря повышению доходности с 15 % годовых во время первичного размещения в апреле до 18,98 % годовых в ходе допэмиссии 15 августа министерству удалось привлечь нерезидента в трехлетние ОВГЗ на сумму 2,1 млрд грн. «Чтобы привлечь инвесторов в ОВГЗ, доходность по ним должна быть выше 20 %. Кроме того, должна уменьшиться волатильность курса», — считает Товстенко.