Законы от 16 января являются более адаптированными к европейскому законодательству, чем законопроект «О санкциях», принятый Верховной Радой 12 августа.
Такое мнение высказал политолог Алексей Вороненко.
«Соглашусь, что то, как принимались законы 16 января, – вызывало отвращение. Но эти законы выглядят невинной шалостью в сравнении с законами, принятыми 12 августа», - считает Вороненко.
Политолог напоминает, что согласно законам от 16 января штрафами либо административным арестом карались маскировка лица во время протестных акций, приход на митинг в каске или шлеме, приход на митинг с оружием, пиротехникой, предметами самообороны, взрывчатым или легковоспламеняющимся веществом, приход на митинг в форме, похожей на форму правоохранителей.
Кроме того, автомобилистам было запрещено ехать в организованной колонне более пяти машин без согласования с ГАИ, в противном случае водителям грозил штраф от 680 до 850 грн.
В то же время, по словам начальника кафедры общественного порядка Академии МВД Владимира Куликова, в Германии за маски на митингах лишают свободы на срок до одного года, а во Франции – сажают на три года, пишет «Корреспондент».
«Теперь, внимательнее присмотревшись к законам от 12 августа, мы увидим, что аналогов в ЕС нет!» - продолжает политолог Вороненко.
«Формальная санкция суда разрешает закрывать те или иные СМИ», - уверен политолог и приводит обеспокоенные цитаты от представителей ЕС по поводу законопроекта «О санкциях».
«Законопроект позволяет властям запрещать или ограничивать трансляцию ТВ- и радиоканалов, прекращать деятельность СМИ, в том числе в сети Интернет; распространение печатных материалов», - подчеркивают в ОБСЕ.
«Меры, вошедшие в законопроект, представляют собой явное нарушение международных стандартов и, таким образом, непосредственно ограничивают свободный поток информации и идей - понятие, лежащее в основе свободы слова и свободных СМИ», - считают в ОБСЕ.
В Freedom House также считают законопроект «О санкциях» проявлениями цензуры, которые дают СНБО «драконовские и несоответствующие» («draconian and inappropriate») полномочия по закрытию и ограничению деятельности «внутренних и международных СМИ», основанные на «смутных критериях контроля».
«Репортеры без границ» также назвали законопроект «очень опасным» и призвали украинских парламентариев «отклонить этот законопроект во втором чтении, поскольку это несовместимо с обязательствами правительства по защите свободы слова».
«То есть складывается впечатление, что закон принят еще и под парламентские выборы, ведь теперь неугодные СМИ можно дрессировать, делая это, официально ссылаясь на закон. Пока разберутся, правомерно или неправомерно было то или иное решение, нужный кандидат уже выиграет выборы», - заявляет Вороненко.
«Можно согласиться с роспуском КПУ в Раде, но что изменилось? Методы большевиков живут и процветают. В лучшем стиле ЦК КПУ приняты законы 12 августа, и теперь за СМИ может установиться авторитарный контроль», - продолжает политолог.
По его словам, в ЕС, где нет даже аналогов подобных законов, частные кабельные внутренние сети являются неприкасаемыми, в то время как в Украине уже запрещены 14 каналов.
«Если так называемые «диктаторские законы» все же были направлены на ограничения массовых собраний и массовых передвижений, то «демократический» закон о санкциях непосредственно вторгается в частную жизнь каждого украинца. Указывая, что можно смотреть, а что нельзя», - резюмируют политолог.