Киев бросает военизированные формирования - некоторые откровенно неонацистского характера – на передовую битвы с повстанцами. Об этом пишет в редакционной статье влиятельная британская газета The Telegraph.
Фантом, 23 года, боец батальона «Азов» возле штаб-квартиры в украинском приморском городе Урзуф
Бойцы батальона «Азов» выстроились в одну линию, чтобы проститься с павшим товарищем. Его бледный труп лежит под солнцем в открытом гробу, отделанном синим бархатом.
Некоторые из мужчин положили рядом с телом гвоздики, другие - розы. Многие ударили себя в грудь кулаком, прежде чем прикоснуться к руке своего погибшего друга. У одного бойца видна татуировка SS на шее.
Сергей Грек, 22 года, потерял ногу и умер от обширной кровопотери после того, как радиоуправляемая противотанковая мина взорвалась рядом с ним.
В то время как Вооруженные силы Украины затягивают петлю вокруг пророссийских сепаратистов на востоке страны, правительство Киева, поддерживаемое Западом, посылает группы ополченцев - некоторые откровенно неонацистского характера – на передовую боя.
Батальон «Азов» имеет самую устрашающую репутацию из всех. На прошлой неделе он вышел на первый план, когда предпринял смелое нападение на опорный пункт повстанцев Донецка, ударив в глубь пригорода, находящегося в осаде.
Андрей Билецкий, в черной футболке, командир украинского батальона «Азов»
В Марьинке, на западной ее окраине, батальон был послан впереди танков и бронетехники 51-й механизированной бригады Украинской армии. Был беспощадный ближний бой, когда они попали в засаду, устроенную хорошо подготовленными сепаратистами, которые стреляли с 30 ярдов. Ополченцы «Азова» ответили шквалом огня, дав отпор атаке и захватив повстанческий блокпост.
Грек, также известный как Балаган, погиб в бою, 14 человек получили ранения. Командир батальона Андрей Билецкий сообщил после церемонии изданию The Telegraph, что операция прошла «успешно на 100%». «Батальон - это семья, и каждая смерть для нас очень болезненна, но это были минимальные потери, - сказал он. - Самое главное - мы создали плацдарм для нападения на Донецк. И когда это произойдет, мы будем в первых рядах».
Военные достижения трудно оспаривать. Как выразился один боец, захватив Марьинку, батальон «расширил фронт и сузил круг» вокруг столицы повстанцев. В то время как президент России Владимир Путин говорит уклончиво об отправке десантной группы в Украину, поддерживаемые им повстанцы быстро теряют почву под ногами.
Но от использования Киевом добровольческих военизированных формирований для подавления поддерживаемых Россией Донецкой и Луганской «народных республик», провозглашенных в Восточной Украине в марте, у Европы по спине идет дрожь. Недавно сформированные батальоны, такие как «Донбасс», «Днепр» и «Азов», с несколькими тысячами бойцов под их командованием, официально подконтрольны Министерству внутренних дел, но их финансирование туманно, их обучение недостаточно и их идеология часто вызывает тревогу.
Бойцы «Азова» используют неонацистский символ Wolfsangel (Крюк Вольфа) на своем знамени, а члены батальона являются открытыми сторонниками превосходства белой расы, то есть антисемитами.
Батальон «Азов» использует неонацистский символ Wolfsangel (Крюк Вольфа) на своем знамени (Том Парфитт)
«Лично я нацист, - сказал Фантом, 23-летний экс-юрист в камуфляже и с Калашниковым в руках, на церемонии. - Я не ненавижу любые другие национальности, просто я считаю, что каждая нация должна иметь свою собственную страну».
Он добавил: «У нас есть общая идея: освободить наши земли от террористов».
The Telegraph пригласили посмотреть на около 300 бойцов «Азова» и почтить Грека, их первого товарища, который погиб с момента формирования батальона в мае. Почетный караул выстрелил в воздух в штаб-квартире батальона на краю Урзуфа, небольшого морского курорта на побережье Азовского моря в Украине. Еще два ополченца погибли в воскресенье в бою на севере Донецка. Петр Порошенко, президент Украины, назвал одного из них героем.
У каждого новобранца есть всего пару недель тренировок до вступления в батальон. МВД и частные спонсоры обеспечивают оружием.
Штаб-квартирой является огороженная приморская дача, засаженная соснами, некогда принадлежавшая свергнутому президенту Украины Виктору Януковичу, когда он был губернатором этого региона. Семьи в купальниках с полотенцами и надувными кругами проходят мимо охранников на воротах, вооруженных автоматами.
Внутри, среди деревянных беседок, выходящих на море, припаркованы средства передвижения «Азова» - два бронетранспортера, переделанный грузовик с выдвижными стальными ставнями для защиты окон и несколько пикапов Nissan, оснащенных пулеметными установками.
Переделанный грузовик со стальными ставнями, используемый батальоном «Азов» и известный бойцам как «кусок железа» (Том Парфитт)
Билецкий, мускулистый мужчина в черной футболке и камуфляжных штанах, сказал, что батальон является легким пехотным подразделением и идеально подходит для ведения военных действий, необходимых для борьбы в таких городах, как Донецк.
35-летний командир начал создавать батальон после того, как был освобожден из предварительного заключения в феврале на волне прозападных протестов в Киеве. Он отрицал обвинение в покушении на убийство, утверждая, что оно было политически мотивированным.
Бывший студент исторического факультета и боксер-любитель, Билецкий также является главой экстремистской украинской группы под названием «Общественное национальное собрание». «Исторической миссией нашего народа в этот критический момент является отправление белой расы всего мира в конечный крестовый поход за свое выживание», - писал он в недавнем комментарии. «Крестовый поход против Untermenschen (недочеловеков), ведомых cемитами».
Сам батальон основан на правых взглядах, сказал командир в Урзуфе, и никакие нацистские убеждения не могут исключить новобранца. «Самое главное - это быть хорошим бойцом и хорошим братом, чтобы мы могли доверять друг другу», - сказал он.
Интересно, что многие из мужчин в батальоне - русские из Восточной Украины, которые носят маски, потому что боятся, что их родственники в контролируемых повстанцами районах могут быть подвергнуты преследованиям, если их личности будут раскрыты.
Фантом рассказал, что он русский, но выступает против поддержки Москвой «террористов» у себя на родине: «Я пришел сюда добровольно, и все, что я попросил, был пистолет, а также возможность защищать свою страну».
Отвечая на вопрос о своих нацистских взглядах, он сказал: «После Первой мировой войны Германия была полностью разрушена, и Гитлер ее отстроил: он построил дома и дороги, проложил телефонные линии и создал рабочие места. Я уважаю это. Гомосексуализм является психическим заболеванием, и масштабы Холокоста - это большой вопрос», - добавил он.
Бойцы батальона «Азов» прощаются с первым товарищем, погибшим в войне против повстанцев, поддерживаемых Россией (Том Парфитт)
Степан, 23 года, еще один боец, сказал, что если лидеры пророссийских сепаратистов будут захвачены, их нужно будет казнить после военного трибунала.
Такие веяния кажутся далекими от атмосферы «майдановских» протестов в Киеве, которые достигли своего пика в феврале со свержением Януковича после его отказа подписать торговое соглашение с Европейским союзом. Молодые либералы подали пример, но восстание, которое закончилось бегством президента в Россию, спровоцировало огромное патриотическое пробуждение, привлекшее радикальные группы.
Экстремистский профиль «Азова» и вылизанные англоязычные страницы в соцсетях привлекли даже иностранных боевиков. Билецкий говорит, что у него есть люди из Ирландии, Италии, Греции и Скандинавии. На базе в Урзуфе Микаэль Скиллт, 37-летний бывший снайпер шведской армии и Национальной гвардии, командует и обучает разведывательное подразделение.
«Когда я увидел акции протеста на Майдане, я увидел храбрость и страдания», - сказал он изданию The Telegraph. «Душа воина пробудилась. Но вы можете столького добиться, идя против врага с палками и камнями. У меня был некоторый опыт, и я подумал: может быть, я мог бы помочь?»
Скиллт говорит, он называл себя национал-социалистом в молодые годы, в последнее же время он является активистом крайнего правого крыла Партии шведов. «Сейчас я борюсь за свободу Украины против империалистического фронта Путина», - сказал он.
Его подразделение быстро обучается под его опекой. «То, что они не имеют опыта, они компенсируют смелостью», - сказал он. После того как он закончит с «Азовом» - где, по его утверждению, он получает символические 100 фунтов в месяц, - Скиллт планирует поехать в Сирию бороться за президента Башара аль-Асада в качестве наемника и зарабатывать «очень хорошие деньги».
Такие персонажи, находящиеся под контролем Киева, играют на руку российской и сепаратистской пропаганде, которая изображает правительство Украины как «фашистскую хунту», манипулируемую Западом.
«Эти батальоны состоят из наемников, а не добровольцев, - сказал Сергей Кавтарадзе, представитель власти повстанцев в Донецке. - Они - настоящие фашисты, которые убивают и насилуют мирных жителей». Г-н Кавтарадзе не смог привести доказательств своим утверждениям, а батальон говорит, что они не навредили ни одному гражданскому лицу.
Правительство Украины не желает раскаиваться в использовании неонацистов. «Самое главное - это их дух и их желание сделать Украину свободной и независимой, - сказал Антон Геращенко, советник Арсена Авакова, министра внутренних дел. - Человек, который берет оружие в руки и идет защищать свою Родину, - герой. И его политические взгляды - это его личное дело».
Марк Галеотти, эксперт по российским и украинским вопросам безопасности в Нью-Йоркском университете, опасается, что такие батальоны, как «Азов», становятся «магнитом для привлечения агрессивных маргиналов со всей Украины и за ее пределами». «Опасность состоит в том, что это является частью создания токсичного наследия для того времени, когда кончится война», - сказал он.
Экстремистские военизированные группы, которые создали «свои собственные маленькие Freikorps (добровольческие корпуса)» и которые принципиально против консенсуса, могут потребовать участия в общественной жизни как победители в конфликте, добавил Галеотти. «И что вы будете делать, когда война закончится и вы получите ветеранов из «Азова», которые нагло и чванливо пройдутся как по вашей главной улице, так и по вашей собственной жизни?»