В условиях украинского кризиса политика Запада превратилась «в чисто инстинктивную эскалацию санкций», а у президента Путина тоже иссякли идеи, пишет в статье для The Financial Times Родрик Бретуэйт, экс-посол Великобритании в Москве (1988-1992).
По мнению автора, обеим сторонам требуется некое более активное и оригинальное решение, которое даст не сила, а «презираемое искусство дипломатии».
Путин пока не добился, чтобы Украина стала нейтральной страной и должным образом учитывала желания России.
Успехи Запада тоже не блестящи: «Развеялись надежды на то, что Украина включится в западный проект как член ЕС и НАТО. Теперь наша так называемая политика состоит из трех частей», - пишет автор. Первая: вдохнуть новую жизнь в НАТО и успокоить его восточных членов. «Вторая - с помощью санкций принудить Путина изменить его политику или, возможно, побудить его приятелей к его свержению». Третья - сделать Украину стабильной, процветающей и единой.
Бретуэйт замечает, что «сидеть сложа руки, дожидаясь капитуляции Путина» - это не политика.
Конечная задача - чтобы Украина жила в мире с самой собой и соседями. «В обозримом будущем ее членство в НАТО не предвидится. Крым останется российским. Но для начала нужно договориться о прекращении огня. То, что нужно уладить путем немедленного урегулирования: взаимополезные торговые связи Украины с ее соседями, в том числе с ЕС и Россией; энергичные попытки стабилизации экономики; улучшенные гарантии прав русскоязычных, возможно, при определенном делегировании прав, но с сохранением целостности украинского государства; и прекращение вмешательства внешних сил в дела Украины», - говорится в статье.
Автор предлагает свое решение вопроса о нейтралитете: записать в Конституции, что «Украина останется неприсоединившимся государством, если только две трети населения не проголосуют за изменения».