По данным Госстата и «Укртрансгаза», с апреля, когда возобновились реверсные поставки из Польши и Венгрии, и по июнь включительно в страну поступили лишь 550 млн кубометров газа. Это около 1% годовой потребности Украины и чуть меньше 2% необходимого
Широко разрекламированная нынешними правительством Украины и руководством «Нафтогаза» схема замещения российского газа европейским так и не заработала. Из Европы мы получаем столько же газа, как и год назад. Все, что есть у Украины — это спешно закачанное из России топливо, за которое нынешние власти принципиально решили не платить, повесив на страну миллиардные долги. Вся надежда — лишь на начало реверсных поставок из Словакии.
Но это будет, по сути, тот же российский газ, который «Газпром» еще должен согласиться продать европейцам, причем по схеме, которую сам российский монополист не приемлет в принципе. Без срочного урегулирования ситуации Украина нынешней зимой будет мерзнуть, как бы ни старались сейчас уверить в обратном президент, премьер и другие чиновники, пишет «Аргументы и Факты».
Газовый ручеек
«Россия хочет продавать газ уже по $500. Хорошо. Но Украина не будет покупать этот газ, он ей не нужен», — так говорил Петр Порошенко в конце мая, когда не успела даже Центральная избирательная комиссия объявить его новым президентом. Все голубое топливо, что поступало из России, будет замещено импортом из Европы, увеличением собственной добычи, а также и из других стран, откуда можно наладить поставки сжиженного газа.
Но чем ближе зима, тем более осторожен становится президент в своих словах. Уже 1 августа он признал, что компромисс по газу между Россией и Украиной возможен. Вот уже и правительственные чиновники осторожно начинают сдавать назад. В начале июля вице-премьер Владимир Гройсман заявил, что Украине придется докупить у России еще 6-7 млрд кубометров газа, чтобы нормально пройти отопительный сезон. Чиновник также отметил, что такие переговоры уже фактически идут.
У нынешних правителей Украины есть все основания для того, чтобы проявлять любезность по отношению к России. Дело в том, что никакого замещения импорта российского газа из Европы не происходит. По данным Госстата и «Укртрансгаза», с апреля, когда возобновились реверсные поставки из Польши и Венгрии, и по июнь включительно в страну поступили лишь 550 млн кубометров газа. Это около 1% годовой потребности Украины и чуть меньше 2% всего необходимого импорта — и это за три месяца.
Но самое главное: почти столько же — 537 кубометров — страна получила из Европы и в прошлом году, когда ни о какой газовой войне речи не шло. Предыдущее правительство, финансово-экономический блок которого возглавлял Сергей Арбузов, начало в прошлом году диверсификацию поставок, но тогда никто и не думал объявлять, что отныне мы живем без российского газа.
Европа помогает только на словах
Нужно признать: несмотря на громкую риторику, правительство Яценюка успешно провалило «газовый разворот» в Европу. Важно понимать, что он попросту невозможен сразу по нескольким причинам.
В прошлом году благодаря программе повышения энергоэффективности, разработанной командой Арбузова, потребление газа Украиной снизилось до рекордно низких 50,4 млрд кубометров газа. Своего газа в стране добывается не так много — в последние годы лишь около 21 млрд кубометров. И это с учетом «отделившегося» вместе с Крымом «Чорноморнафтогаза», на долю которого в прошлом году пришлось 1,65 млрд кубометров. Нарастить ее больше чем на полтора-два процента не выйдет: украинские месторождения давно истощены.
Остальное Украине приходится импортировать. В последние несколько лет весь газ закупался у одного поставщика — «Газпрома», однако в прошлом году страна начала импортировать газ из Европы. По сути, это тот же российский газ, который европейцы покупают у «Газпрома» и затем продают «Нафтогазу». Причем технически это реализовано так, что газ даже не покидает территорию Украины — он перепродается еще в трубе «Нафтогаза», с чем связана одна большая проблема.
Дело в том, что эта схема, получившая название «виртуального реверса», не совсем законна. Как записано в контрактах «Газпрома» с европейскими покупателями, газ им продается на границе Украины со странами Евросоюза. А значит, пока он находится в трубе «Нафтогаза», он фактически принадлежит «Газпрому», и европейцы просто не имеют права перепродавать еще не поставленный им газ. Юридически это возможно, но с согласия «Газпрома», однако российская монополия выступает резко против этого. Равно как она всегда категорически возражала насчет продажи газа на восточной границе Украины.
«Газпром» против потому, что это позволяет ему оспорить в судах сделки по «виртуальному реверсу» — ведь «Нафтогаз» фактически без спроса берет его газ. Ввязываясь в такие игры с европейскими поставщиками, руководство «Нафтогаза» и его кураторы из правительства Украины фактически подводят все население под выплату многомиллиардных компенсаций.
Есть, конечно, возможность организовать и физический реверс, чтобы избежать этих рисков. Именно это сейчас хотят сделать Украина и Словакия. Но строить новую инфраструктуру для этого очень дорого — это сотни миллионов евро — поэтому газовики двух стран решили использовать старую трубу, которая была построена несколько десятков лет назад для снабжения словацкой приграничной электростанции, но так никогда и не использовалась. Однако техническое состояние этого объекта, мягко говоря, вызывают вопросы: трубы имеют свойство ржаветь, а заброшенные неиспользуемые трубы — тем более. А во-вторых, использование даже этой крайне небезопасной с технической точки зрения схемы (взорвись она посреди зимы, и половина страны тут же замёрзнет) предполагает строительство дополнительной инфраструктуры. Впрочем, пока «Нафтогаз» обещает, что к концу августа все проблемы будут решены, и импорт газа через Словакию будет запущен уже в начале осени.
Не хватает труб
Даже если не брать в расчет огромные юридические риски, есть и другая проблема. Украина просто физически не может импортировать столько газа из Европы, сколько она хочет. Исходя из топологии существующей газотранспортной сети в восточно-европейских странах, наша страна может импортировать газ из Польши (соединяющая страны труба способна дать 1,4 млрд кубометров газа в год), Венгрии (5,4 млрд кубометров в год) и Словакии (30 млрд кубометров).
Пока работают только два первых канала поставок, и то лишь на очень небольшую долю своей мощности. Вся надежда на Словакию, с которой удалось договориться о реверсной прокачке этой весной. Но с 1 сентября по заключенным соглашениям из этой страны можно будет импортировать лишь 660 млн кубометров в месяц, и только с 1 марта следующего года — по 810 млн кубометров в месяц. Получается, что если не будет аварий и непредвиденных ситуаций, до конца года можно будет закачать лишь 2,6 млрд кубометров. Совсем не те объемы, которые помогут Украине перезимовать. Поставки из Польши и Венгрии, если сохранятся нынешние темпы, с августа по декабрь дадут еще примерно 0,9 млрд кубометов. Этого также не хватит для того, чтобы восполнить потерю российского импорта.
И более того, даже когда с марта прокачка по словацкой трубе будет увеличена, из этой страны мы сможем импортировать лишь 9,7 млрд кубометров, еще 2-3 млрд кубометров — из Польши и Венгрии вместе. Это куда меньше необходимых Украине 30 млрд кубометров в год. Об импорте сжиженного газа в ближайшие годы можно забыть: во-первых, строительство терминала для приема СПГ потребует нескольких миллиардов долларов инвестиций, во-вторых, на его строительство уйдет два-три года. Между тем никакого движения по этому проекту просто нет.
Газ по цене золота
Можно ли увеличить импорт из Европы? Теоретически да, но практически — очень непросто. В случае со Словакией национальный газовый оператор откуда-то должен будет брать дополнительный газ. Для нужд страны он закупает всего около 5 млрд кубометров в год, больше ей не нужно. Остальное ему тоже нужно где-то брать. И здесь лишь два вариант. Первый — у «Газпрома», который нужно уговорить поставлять дополнительные миллиарды кубометров. Но тот, представляя, куда и зачем пойдет этот газ, может выставить предложения, которые не устроят ни одну из сторон — например, продавать газ на условиях предоплаты. И второй — на спотовых рынках в самой Европе (и, по сути, это тоже будет российский газ, и, опять же, «Газпром» придется просить увеличивать поставки), но цена его может оказаться слишком велика.
Так, собственно, и происходило в прошлом году. Начиная с июня, цена газа постоянно росла, а к ноябрю-декабрю превысила цену покупаемого напрямую у «Газпрома» газа еще до скидок, о которых удалось договориться в конце прошлого года. Именно поэтому тогда Украина и прекратила импортировать газ из Европы: зачем платить больше? Сейчас, когда поставки «Газпрома» в нашу страну перекрыты, а страны ЕС опасаются возможных осложнений с транзитом газа из-за постоянно ухудшающихся отношений между Западом и Россией, она тем более пойдет вверх. В таких условиях и предложенные «Газпромом» $485 за тысячу кубометров газа покажутся украинскому правительству вполне разумной ценой.
Наконец, поставки газа из Европы по нынешним схемам просто ненадежны. И у европейских потребителей, и у «Нафтогаза» заключены долгосрочные контракты с «Газпромом», предполагающие определенные объемы поставок. Продавец не может просто отказаться от исполнения контракта, для этого нужна веская причина, обговоренная в самом контракте — например, хронические неплатежи в случае «Нафтогаза». Поставки из Европы никаких гарантий не дают и могут сбоить в самый неподходящий момент. Например, в середине июля выяснилось, что Венгрия резко сократила экспорт газа в Украину, поскольку начала, опасаясь возможных проблем зимой, заполнять собственные подземные хранилища. И абсолютно так же от поставок могут отказаться и другие европейские поставщики: интересы граждан этих стран для них важнее, чем интересы украинцев.
Реверс только для Западной Украины
Наконец, есть еще одна проблема, о которой нынешнее правительство предпочитает не упоминать. Из-за специфики работы украинской газотранспортной системы, которая проектировалась и строилась для работы в одном направлении поставок — из России в Европу транзитом через Украину, которая также потребляла часть газа — пресловутые реверсные поставки просто никак не могут обеспечить газом восточные регионы страны. А именно здесь сосредоточены большинство промышленных предприятий и именно здесь проживает большее число людей.
Даже если поставляемый из Европы газ будет тут же возвращаться в Украину по дополнительной трубе, как предполагается сделать в случае Словакии, чтобы избежать судебных тяжб, поступающее топливо можно будет закачать лишь в подземные хранилища, расположенные в Западной Украине. Доставить же его в восточную часть нельзя: внутри страны ГТС работает в одном направлении — на экспорт в Европу. Соответственно, нельзя будет заполнить донецкий и киевский комплексы ПХГ. Даже в случае возможного строительства LNG-терминала в Одесской области проблему поставок газа в восточные регионы не решить. Единственное возможное решение — полностью переоборудовать отечественную газотранспортную систему, чтобы она технически позволила поставлять газ в Донецкую, Луганскую, Запорожскую, Харьковскую области из Одессы или с запада страны. Но это опять же вопрос сотен миллионов, если не миллиардов, долларов и нескольких лет.
Экономия на грани
Можно, конечно, просто попытаться сэкономить на поставках. Еще в начале июля правительство издало официальное постановление, предписывающее сократить потребление газа промышленностью и предприятиями теплокоммунэнерго на 30%. Это совсем не так просто, как кажется. Согласно тексту постановления, с августа этого года по апрель следующего промышленность может израсходовать только 7,5 млрд кубометров газа. Однако прошлые годы только с октября по март включительно промышленность потребляла 14 млрд кубометров. Конечно, из-за войны на востоке страны многие заводы и так или стоят, или работают с перебоями и газ практически не потребляют. Но такие жесткие меры экономии говорят о том, что нынешние украинские власти даже не рассчитывают, что промышленность и экономика в ближайшее время начнут оживать. То есть никакого экономического роста и улучшения, благосостояния нам в ближайший год, ждать точно не стоит.
Хуже того, предприятиям теплокоммунэнерго разрешат сжечь за восемь месяцев только 5,85 млрд кубометров газа, тогда как с октября 2013 по март 2014 включительно комплекс ТКЭ потребил 7,5 млрд кубометров. На практике такие ограничения будут значить, что зимой дома будут еле-еле топиться, а о горячей воде можно будет забыть как минимум до следующего года: в лучшем случае она будет чуть теплая. И никакие бойлеры и обогреватели ситуацию не спасут: на такое повышение нагрузки украинские электросети просто не рассчитаны.
С «Газпромом» придется договориться
По сути, страна стоит на пороге экономической и гуманитарной катастрофы. Несмотря на высокомерные заявления чиновников, без российского газа Украине в этом году точно не обойтись. Это понимают и зарубежные политики и эксперты. Заместитель госсекретаря США по энергетической дипломатии Робин Данниган в конце минувшей недели заявила, что без российского газа Украина может и не пережить эту зиму и призвала украинские власти как можно скорее договориться с Россией о поставках. На скорейшем решении вопроса настаивает и Европа: в конце июля еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер инициировал проведение трехсторонних переговоров между Украиной, Россией и ЕС по газовому вопросу.
Судя по официальным заявлениям «Газпрома», российская мопонополия вполне может пойти на уступки. Но каждая уступка имеет свою цену: украинская сторона, во-первых, должна принять предложенную цену — $485 за тысячу кубометров газа, а во-вторых — с учетом плохой платежной дисциплины согласиться платить за газ авансом. Получается, чтобы пережить зиму, Украине нужно будет уже в сентябре-октябре заплатить «Газпрому» $3,4 млн — и это не считая погашения долга.
По сути, Украина и так, и эдак будет спасаться этой зимой именно российским газом. Чуть ли не все, что есть в распоряжении «Нафтогаза», было импортировано из России. Причем закачка велась вдвое быстрее, чем еще год назад. С начала марта по середину июня, когда «Газпром» остановил поставки в Украину, «Нафтогаз» при новой власти закачал из России 9,8 млрд кубометров газа, тогда как за март-июнь прошлого года — лишь 5 млрд кубометров.
Такая поспешность и нежелание платить за полученный газ и привели к отключению Украины. «Нафтогаз» остался должен «Газпрому» $5,3 млрд, из которых лишь $1,45 млрд — это долг за ноябрь-декабрь прошлого года, оставшийся со времен Януковича. Остальные долги наделало уже правительство Яценюка, с апреля прекратившее платить за газ. Почти наверняка для возобновления поставок «Газпром» не только потребует внести аванс за поставляемый газ, но и рассчитаться по уже имеющимся долгам и выплатить неустойку.
Деваться нынешнему правительству Украины, в общем-то, некуда, придется платить. Если стране придется жить зимой так, как велит ему правительство своим постановлением про 30%-ную экономию, то украинский народ зиму, конечно, переживет. А вот украинское правительство — едва ли. Лучше потерять лицо сейчас, согласившись на предлагаемые Россией условия, чем потерять и власть, и активы через полгода, когда замерзающий народ задаст правительству неприятные вопросы.