К сожалению, у нас не существует традиции оценивать работу Кабинета Министров и премьера по его программе, которую он обещает выполнить во время голосования в Верховной Раде при назначении.
Поэтому через 100 дней своего премьерства можно всегда рассказать много интересного и важного, но скромно обойти острые углы реальной работы.
Фактически так и поступил Арсений Яценюк, когда он в Верховной Раде отчитывался о первых 100 днях своей работы.
Это не вина и не заслуга Яценюка – все премьеры, и до, и после него, будут постоянно обещать одно, а делать другое. А потом хвалить себя за несуществующие успехи и все провалы сваливать на «попередникив».
А что же действительно обещал Яценюк, когда стал премьером? Можно почитать и проверить, что получилось. Но при этом буду оценивать только экономическую часть его обещаний. Политику оставлю политологам.
1. Подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, неотложная имплементация его положений. Выполнение всех необходимых условий для скорейшего достижения безвизового режима со странами Европейского Союза для украинских граждан.
Тут больше вина не Яценюка (он как раз был готов подписать Соглашение об ассоциации с ЕС), но в самом ЕС этого не захотели. В результате, он подписал типа политическую часть соглашения, которую даже не решились разместить на сайте Кабинета Министров, так как хорошо понимали, что это подписание не имеет никакой юридической силы, а скорее просто жест доброй воли со стороны ЕС.
Хотя теперь есть надежда, что новый Президент Украины Петр Порошенко в конце июня подпишет это Соглашение. А вот что касается имплементации его положений, это действительно будет забота Кабинета Министров. И тут работы очень-очень много. Жаль, что за эти 100 дней Кабинет Министров не успел наработать проекты законов, которые нужно принять для имплементации требований ЕС к украинским реалиям.
2. Развитие всесторонних добрососедских отношений с Российской Федерацией во всех сферах на новой, действительно равноправной основе, которая учитывает как данность необратимый европейский выбор Украины и перспективу ее членства в ЕС.
В этом направлении полный провал. Но тут во многом вина России и аннексии Крыма ею. Очень плохо, что у нас вопросами экономики занимаются политики. В любом случае можно было без политической риторики решить чисто технические вопросы о нормальных торговых отношениях с Россией. А не затевать пиар компанию под девизом «не будем платить за газ!»
За 5 месяцев 2014 экспорт из Украины в Россию упал почти на 27%. И ситуация только ухудшается. Россия вводит новые ограничения на экспорт украинских товаров, а Украина только занимается политической риторикой.
При этом совершенно необоснованно рассказывают о том, что потерю экспорта в Россию можно компенсировать за счет продаж товаров в ЕС. В действительности это невозможно даже после подписания соглашения об ассоциации. Так как в ЕС Украина может продавать только зерно и чугун. В то время как продукцию машиностроения и большую часть готовых продуктов питания Украина может продавать только в Россию и другие страны СНГ. А ЕС эту продукцию в Украине не покупает и не планирует этого делать в будущем.
3. Восстановление программ сотрудничества с МВФ и выполнение всех условий, необходимых для получения помощи от МВФ и ЕС.
В этом направлении Кабинет Министров Яценюка все выполнил. Действительно, Украина получила первый транш кредита МВФ и ожидается получение следующего транша. Кроме того, под госгарантии США размещены еврооблигации под очень низкий процент. Подписано соглашение с ЕС и Мировым банком о предоставлении кредитов для Украины. Есть возможность получить кредиты от ЕБРР. Действительно, за счет денег МВФ удалось погасить и старые кредиты МВФ, и еврооблигации, выпущенные Украиной ранее.
4. Принятие (в краткосрочной перспективе) необходимых непопулярных решений относительно цен и тарифов, с введением соответствующих компенсаторных механизмов адресного характера.
Это обещание тоже выполнено. Тарифы на газ для населения повышены с 1 мая, а уже с 1 июня повысились тарифы на холодную и горячую воду, электроэнергию и другие коммунальные услуги. Хотя, скорее всего, все эти повышения тарифов не позволят ликвидировать дефицит НАК «Нафтогаз».
В 2008-2009, согласно требованиям МВФ, Украина повышала тарифы на ЖКХ, но дефицит НАК Нафтогаза от этого существенно не уменьшился. Без реальной приватизации сферы ЖКХ и внедрения рыночных условий конкуренции на услуги коммунальщиков для населения невозможно решать проблемы убыточности ЖКХ. Поэтому нужно было не повышать коммунальные тарифы, а реально реформировать структуру ЖКХ, чтобы была реальная конкуренция услуг для населения, как это принято в ЕС, когда действительно потребитель может выбирать, где и по какой цене покупать тепло, электроэнергию и воду.
К слову, все необходимые законы создания рынка услуг ЖКХ уже приняла Верховная Рада, но Кабинету министров явно было не до реформ в этом секторе экономики.
Что касается механизмов компенсации населению за возросшие тарифы ЖКХ, опять все оставили по-старому. Решили адресную компенсацию не вводить, а ограничиться старой системой компенсации за счёт местных бюджетов предприятий ЖКХ. На практике это приведёт к росту долгов местных бюджетов перед предприятиями ЖКХ.
А самое опасное, что повышение коммунальных тарифов без реформы ЖКХ приведет к росту долгов за полученные услуги со стороны населения. На данный момент население задолжало за услуги ЖКХ больше 13 млрд гривен, а теперь, скорее всего, долг будет расти и расти.
5. Неотложная стабилизация финансовой ситуации. Жесткая экономия бюджетных средств. Тщательный пересмотр налоговых льгот, выданных на индивидуальной или отраслевой основе, на предмет их реальной эффективности в содействии развитию и социальной целесообразности. Кардинальное уменьшение разного рода субсидий, искажающих условия конкуренции, дестабилизирующих государственные финансы и способствующих распространению коррупции.
В этом направлении оказалось не все так гладко, как обещали. Действительно, урезали расходы госбюджета, прежде всего, за счет работников бюджетной сферы и пенсионеров, зато резко выросли расходы на оборону. В результате экономия оказалась бессмысленной.
Если предыдущая власть отметилась тем, что миллиарды гривен потратила на Евро-2012, то теперь новая «дыра» для проедания бюджетных денег – военные расходы. При этом коррупция процветает такая, что даже Яценюк признал, что есть проблемы с целевым использованием денег, которые выделяются на военных и правоохранительные органы, и сейчас ищут виновных.
В действительности в этой сфере никаких реальных реформ не было. Ибо введение налога на проценты по депозитам – это не реформа, а новый налог. А формирование доходной части госбюджета за счет эмиссии гривны и перечисление авансом налога на прибыль НБУ в размере 20 млрд гривен нельзя назвать реформой. Это методы ещё правительства Азарова и Тимошенко, когда за счёт печатного станка и НБУ формировали доходы госбюджета.
6. Обеспечение жесткого контроля со стороны общества над использованием бюджетных средств. Обеспечение прозрачности государственных закупок. Сокращение расходов на содержание власти, отмена необоснованных льгот чиновникам.
В этом направлении ничего не улучшилось. Внесение изменений в закон о госзакупках всё оставило на прежнем уровне. Публичные электронные торги по госзакупкам отложили на будущие времена. Все работает по старым схемам. Проводят аукционы с одним поставщиком. Государственные тендеры выигрывают компании, которые зарегистрированы за несколько дней до тендера. И все разговоры об общественном контроле так и остались разговорами.
Обеспечить общественный контроль в условиях Украины нереально. Любой министр идёт на работу в министерство не с целью получать заработную плату, она там у него небольшая. Главная цель любого госчиновника, который занимает высокий пост – как можно больше «заработать» на государственных закупках, чтобы потом можно было «откупиться» от проверяющих и правоохранительных органов. Эта система существовала раньше, и будет существовать в Украине вечно, в независимости от того, кто будет премьером.
7. Демонополизация экономики. Устранение ограничений для конкуренции и искусственных преференций отдельным субъектам хозяйственной деятельности. Расширение свободы предпринимательской деятельности, существенное сокращение функций административного регулирования экономики.
В этом направлении частично уменьшили количество разрешительных документов и лицензий. Но это сложно назвать радикальной реформой по демонополизации. А ещё более сложно назвать существенным успехом отмену печатей. Это скорее бессмысленная норма, которая никак не улучшает условий ведения бизнеса, а создаёт новые проблемы для бизнесменов.
Действия правительства в этом направлении показывают, что они просто не понимают, в чём действительно проблемы у бизнеса. В Украине уже давно нет проблемы зарегистрировать предприятие, и поэтому нет смысла реформировать эту сферу.
В Украине проблема в условиях ведения бизнеса, когда чрезмерная опека со стороны налоговой, СБУ, МВД и других контролирующих органов заставляет бизнес работать в «теневой экономике» или иметь «крышу». Вот главная проблема. И в этом направлении ничего реального правительством Яценюка не было сделано, скорее наоборот, прессинг со стороны проверяющих только усилился.
8. Восстановление доверия со стороны инвесторов к Украине, поощрение иностранных инвестиций. Введение прозрачных и единых правил для всех субъектов экономической деятельности.
В этом направлении какие-либо действия, если и были, то оказались безуспешными. Согласно официальным данным прямые зарубежные инвестиции за время работы кабинета Арсения Яценюка уменьшились на $6 млрд. Зарубежный капитал, наоборот, хочет уйти из Украины, так как не видит будущего в этом хаосе. Для зарубежных инвестиций нужна стабильная экономика, где нет места популизму. А популизм нашей власти нынче зашкаливает.
Чего только стоит закон, запрещающий отчуждение залогового имущества по валютным ипотечным договорам или запрет на покупку валюты для погашения внешних кредитов. Вот главные негативные факторы, которые мешают привлечению зарубежных инвесторов.
9. Защита прав собственников и инвесторов. Гарантирование государством неприкосновенности прав собственности и укрепление института собственности как основы рыночной системы хозяйствования.
А с этим вообще получился полный провал. Захват чужого бизнеса, незаконные обыски и аресты имущества, рейдерские атаки стали чертой работы новой власти. Неудивительно, что часть бизнеса вообще остановила работу. Другая часть перешла работать в «теневую экономику».
Многие бизнесмены перевели свои деньги или в офшоры, или в наличную валюту, и просто боятся работать в этих условиях, так как риск изъятия бизнеса под надуманными предлогами борьбы с террористами очень велик. Фактически под предлогом борьбы с терроризмом идёт передел собственности, что очень отрицательно влияет на бизнес в целом. Для нормальной работы бизнеса, а тем более для страны, которая заявила, что она идёт в Европу, главным постулатом должно быть, что право собственности – это святое. И никакая революционная целесообразность не может оправдывать банальный дерибан чужой собственности.
Резюме. Как видите, действительно, получилось у правительства Арсения Яценюка как-то не очень. Но было бы ошибочно считать, что это правительство, или его методы работы, отличаются от правительства Азарова, или Пустовойтенко, или Масола. У нас меняются имена премьеров, их обещания, но методы работы и результаты по-прежнему радуют не очень.