Иран и США проведут на будущей неделе первые за несколько десятилетий прямые переговоры по «ядерному досье» Тегерана. План проведения таких встреч в воскресенье, 8 июня, подтвердил заместитель министра иностранных дел Исламской республики Аббас Аракчи, сообщило иранское агентство IRNA.
По словам Аракчи, иранская делегация, которую он возглавит, 9 и 10 июня будет общаться с дипломатами США в Женеве. Главным переговорщиком от Соединенных Штатах выступит заместитель госсекретаря США, бывший посол в Москве Уильям Бернс, который осенью этого года уйдет в отставку. В следующие два дня в Риме, за несколько дней до предстоящей 16 июня встрече эмиссаров Ирана с «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия), представители Тегерана проведут переговоры с российской стороной.
Агенство Agence France-Presse называет предстоящие ирано-американские консультации «беспрецедентным шагом» на пути к заключению между Тегераном и Западом полномасштабного соглашения по ядерной программе Ирана. Комментируя график переговоров Ирана с США и Россией, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО и отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников в беседе с РИА «Новости» отметил, что «основным моментом во всем этом переговорном процессе по ядерной проблеме Ирана является то, что основные претензии к Ирану были со стороны наших американских партнеров». «Видимо, иранцы решили выяснить мнение американской стороны насчет того, как, когда и в какие сроки это всеобъемлющее соглашение будет заключено», — считает эксперт.
Основная цель консультаций Ирана и «шестерки» состоит в выработке окончательного соглашения по свертыванию ядерных проектов Тегерана. В ноябре прошлого года стороны условились, что такое соглашение, которое будет предусматривать контролируемое отсутствие военной составляющей в иранской ядерной программе, должно быть выработано до 20 июля. На той же встрече в Женеве посредники и Исламская республика условились о временном ограничении масштабов иранской ядерной программы в обмен на частичное снятие международных санкций.