В пятницу, 13-го, примерно в 11 часов утра восемь человек из гидрографической службы украинского министерства транспорта, сказав, что они приехали для проведения ревизии маяка и оборудования, незаконно проникли на российский военный объект, взломали замки дверей служебных помещений, загнали на территорию маяка три грузовых автомобиля. Эти люди до сих пор остаются на объекте, не допуская туда российских военных моряков. В частности, начальник маяка и два сотрудника не были пропущены в порт, на территории которого находится маяк. Предлог -- истек срок действия пропусков. Первая попытка захвата маяка была предпринята еще 6 января, но не имела успеха.
На следующий день, в субботу, семеро неизвестных попытались проникнуть на маяк «Сарыч» в 30 км от Севастополя. Охрана объекта дала нападавшим отпор. В Севастополе украинское «Студенческое братство» уже несколько месяцев пикетирует объекты российского флота. Активисты движения дают понять, что акция в Ялте спланирована. Глава молодежной организации Олег Яценко считает, что ежегодная плата за использование крымских маяков вообще должна быть около 3 млрд долларов.
Официальные власти Украины уже заявили, что в ближайший месяц намерены установить контроль над всеми объектами гидрографической службы Черноморского флота в Крыму. Они объясняют свое намерение тем, что в соответствии с украинским законодательством эти объекты в территориальных водах государства аренде не подлежат. По данным украинского МИДа, Черноморский флот арендует в Ялте лишь два объекта -- радиоузел и санаторий, а 35 из 100 гидрографических объектов на побережье Крыма «незаконно удерживаются российской стороной». По мнению украинской стороны, они принадлежали Министерству обороны СССР и не были возвращены Украине после получения ею независимости. Глава украинского МИДа Борис Тарасюк обвинил россиян в неисполнении Дагомысского соглашения 1992 года, которое касается передачи Украине части зарубежной собственности бывшего СССР.
Командование Военно-морского флота России в свою очередь уверяет, что не допустит проникновения на другие аналогичные объекты. Их охрана усилена. Главком ВМФ Владимир Масорин приказал командованию Черноморского флота вернуть маяк, но только путем переговоров.
Если быть формалистом, то захват военного объекта не что иное, как начало боевых действий. У противоборствующих сторон пока хватает выдержки оставаться в рамках дипломатической и хозяйственной войны, называя захват, с одной стороны, провокацией, а с другой -- возвращением в свою собственность имущества, которое «Россия незаконно удерживала». Но как будут развиваться события дальше, прогнозировать сложно. Командование российского ВМФ не устает повторять, что настроено на переговорный путь разрешения конфликта.
В субботу группа офицеров во главе с командующим Черноморским флотом России адмиралом Александром Татариновым встретилась с украинской делегацией, которую возглавил начальник Ялтинского морского порта. Переговоры завершились безрезультатно. Украинцы не признали факт аренды российскими военными спорного маяка. Более того, Киев заявил, что для использования Черноморским флотом России украинских объектов навигационно-гидрографического назначения нет никаких правовых оснований. По утверждению украинской стороны, Ялтинский маяк, как и другие объекты навигационно-гидрографического назначения, не входит в число переданных российской стороне по соглашению о разделе Черноморского флота. И свидетельство тому -- дополнение №3 к соглашению о разделе ЧФ от 28 мая 1997 года. Других подобных дополнительных российско-украинских соглашений, утверждают в Киеве, просто нет.
Однако, по мнению российской стороны, Украина предприняла попытку в одностороннем порядке провести ревизию международных соглашений, в то время как факт аренды маяка оформлен документально и Россия платит за это деньги. Обратимся к документам. В соответствии с пунктом 15 Приложения №2 к Соглашению о параметрах раздела Черноморского флота, подписанному в 1997 году, Ялтинский маяк является объектом ЧФ России. По этому же соглашению (ст. 6, п. 3) украинская сторона приняла на себя обязательство уважать статус воинских формирований, обеспечивать защиту прав собственности и не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. За восемь лет существования соглашения явных попыток пересмотреть документ с украинской стороны не было. Напротив, Украина исправно получала деньги за аренду объектов, пользовалась маяками для проводки своих судов и не заявляла о возврате. Тем более что 28 апреля 2004 года обеими сторонами был подписан протокол, в котором зафиксировано: Россия выполнила все ранее согласованные мероприятия по инвентаризации объектов и недвижимого имущества, используемых Черноморским флотом в Севастополе и Крыму.
В связи с этим российские военные увязывают активизацию украинской «Госгидрографии» со стремлением Украины поддерживать напряженность в отношениях с Россией, что ярко продемонстрировала газовая война. Российское военное ведомство уже испытало на себе давление Украины по поводу двух радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении, расположенных на ее территории. До этого, по данным штаба Ракетных войск стратегического назначения, были попытки повлиять на Россию через поставку комплектующих для межконтинентальных баллистических ракет SS-18 «Сатана».
Инцидент с маяком не мог не вытащить в очередной раз на свет проблему принадлежности Крыма. Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин уже предложил «провести границы с Украиной до 1939 года, причем сделать это через Страсбургский суд». По его мнению, Россия «просто подарила свою территорию Украине, потом взяла в аренду маленький кусочек этой территории -- всего четыре процента». Адмирал рассказал, что во время его командования ЧФ бывало до десятка вооруженных нападений на часовых в месяц. Адмирал призвал российское руководство не идти ни на какие уступки, «проявить нормальную жесткость, государственность, показать свою державность». И такие настроения в России превалируют. Все тверже звучат предложения вернуть маяк силовым путем. Украинская оппозиция расценивает историю с маяком как попытку Киева спровоцировать Россию на жесткие ответные меры. В основе такого устремления намерение Украины побыстрее вступить в НАТО, что требует избавиться от иностранных военных баз на своей территории.
«Высказывания г-на Тарасюка -- эхо газовой войны, своеобразная ответная реакция на недавнюю конфронтацию, вызванную действиями России на обострение газового конфликта, -- заявил «Времени новостей» шеф-редактор украинского журнала «Политическая мысль» Владимир Полохало. -- В Украине понимают, что инцидент не исчерпан и РФ в любой момент может воспользоваться преимуществами, предоставленными двухсторонним газовым соглашением. В апреле--мае возможен новый виток кризиса, спровоцированный повышением цен на российский газ». В то же время, по мнению эксперта, Украина имеет широкое поле для маневра в деле возможного пересмотра российско-украинских соглашений. К ним относятся и договор о базировании ЧФ России в Крыму, и Дагомысские соглашения.
Российская сторона продолжает настаивать на возврате Ялтинского маяка в лоно навигационно-гидрографической службы Черноморского флота, чтобы «восстановить его функционирование в целях безопасности флота». И ссылается при этом на конструктивные итоги встречи президентов России и Украины в Астане. Соглашением по Черноморскому флоту предписано, что все спорные моменты должны разрешаться подкомиссией по флоту в рамках межправительственной российско-украинской комиссии. По некоторым данным, ее заседание ожидается в начале недели.
По новой версии украинской стороны, озвученной к исходу вчерашнего дня, Ялтинский маяк был захвачен, чтобы произвести на нем капитальный ремонт, которого не было 40 лет, и установить современную аппаратуру. В 2000 году Украина в одностороннем порядке «приватизировала» несколько объектов в Севастопольской бухте. Многие из них, по свидетельству бывшего командующего Черноморским флотом адмирала Виктора Кравченко, и сегодня находятся, увы, в запущенном состоянии.