15 мая на ForUm ’е состоялась онлайн-конференция с кандидатом в Президенты Украины Ренатом Кузьминым.
В ходе общения с нашими читателями он поделился своим мнением о том, кто заинтересован в вооруженном конфликте в Украине, рассказал о задачах, которые обещает выполнить в случае избрания его Президентом, выразил свое отношение к закону о люстрации судей.
Анна: Что ожидает, по вашему мнению, Украину в ближайшем будущем? Сможем мы выстоять и сохранить свою территориальную целостность, а также вернуть Крым?
- К сожалению, большинство проблем в Украине стали результатом бездумной политики руководства Украины. Придя к власти, эти люди совершают те же ошибки, которые совершала прежняя власть. Мы наблюдаем противостояние, применение силы, власть умышленно провоцирует развитие конфликта. По этой причине Украина имеет два возможных пути - войны и крови или мира и взаимопонимания. Я предлагаю второй путь, а правительство предлагает первый путь. Очень много людей хотят жить спокойно. Надеюсь, что это большинство победит, и мы встанем на путь диалога мира и благоразумия.
Если власть будет продолжать эскалацию конфликта, то ничего хорошо нас не ожидает, само собой все не образуется. Никогда еще применение армии против собственного народа не оставалось без соответствующей реакции, как внутри страны, так и за ее пределами.
Михаил: Можно ли примирить Украину, граждане которой сейчас нешуточно ненавидят друг друга?
- Нет сомнений, эта война - искусственно созданный конфликт, который играет на руку третьей стороне. В стране нет конфликта между гражданами, у нас есть искусственно созданное противостояние. Если двое ссорятся - заинтересован третий. Украина - территория, на которой выясняют отношения гиганты геополитики - США и РФ, и они влияют на развитие этого конфликта.
Дончанин: Как, на ваш взгляд, сегодня можно разрешить ситуацию на востоке Украины? Насколько оправдана и целесообразна АТО, которая там проводится?
- Очевиден тот факт, что АТО - это обычное применение армии против собственного народа. К антитеррору она имеет условное отношение. Остановить конфликт должна украинская власть, и для этого нет никаких препятствий. Нужно определить условия, при которых повстанцы сложат оружие.
Софа: По вашему мнению, какую кандидатуру Вы предложили бы на роль посредника для диалога между властью и юго-востоком? И вообще нужен ли такой посредник?
- Люди хотят мира и спокойствия. Я хочу жить в единой Украине, в счастливой стране, в которой живут обеспеченные люди, и это желание большинства украинцев. И если для того, чтобы власть пошла навстречу этим пожеланиям, нужен посредник, то все равно - кто им будет. Вот, например, вчерашний круглый стол. Я надеялся, что начнут решаться вопросы прекращения войны. Я был неприятно удивлен тем, что ни одного представителя протестующих не было. Их даже не приглашали, не было ни одного представителя Крыма, не участвовал Петр Порошенко, люди имеющие отношение к армии, представители правоохранительных органов.
Собрались политики, поговорили лозунгами, никаких конкретных решений принято не было. От этого совещания ожидали всего двух вещей: решения о прекращении военных действий, и известий о том, на каких условиях повстанцы сложат оружие. Но ничего этого не обсуждалось.
Я считаю, что власть должна не создавать видимость решения вопроса, а решать вопрос. Похоже, наша власть находит причину, чтобы не идти навстречу народу юго-востока. Можно говорить красивые слова, но при этом делать все, чтобы Украину расколоть. И, похоже, что наша власть этого и добивается.
Леха: Как Вы думаете, узнает ли общественность, кто все-таки стрелял на Майдане?
- К сожалению, за время, прошедшее с момента совершения преступлений, ничего не сделано для того, чтобы рассказать, кто за этим стоит. Мы не видим и не слышим ответа. Мы до сих пор не знаем, как оружие появилось у майдановцев, не знаем, кто убивал активистов и кто давал команду привести снайперов, не знаем, кто приказал убивать милиционеров. Почему-то многие забыли о том, что в ходе противостояния совершались и другие преступления, например, застрелили инженера, который выходил из офиса Партии регионов. Он был просто рабочим и к партии никакого отношения не имел. Преступление не раскрыто. Не раскрыты также преступления в Одессе - до сих пор нет крайних. Не расследуются преступления об убийствах на Донбассе. Дела заводятся, но результатов нет. Сегодня прокуратура и МВД должны объединиться и отвечать на все эти вопросы. Если мы не услышим ответы, то можно сделать однозначный вывод - власть не хочет, чтобы правду знало мировое сообщество и народ. Значит, есть след, ведущий к некоторым представителям власти. Если эти преступления не будут раскрыты, власть должна уйти в отставку.
Олег: Как и в какие сроки Вы представите выполнение своей избирательной программы?
- Там есть первоочередные задачи и второстепенные. Первоочередные - определение роли Украины на геополитической карте мира, с кем сейчас Украина. Моя позиция неизменна - Украина должна быть нейтральным внеблоковым государством и требовать уважения нашего выбора. После того, как мы определимся, куда мы идем, мы должны построить государство. Ведь государство сейчас существует только на бумаге, формально оно есть, но основные свои функции не выполняет. Выполнив эти задачи, можно приступать к реформам.
Война в стране внесла свои корректировки. Сегодня основная задача для всех кандидатов на пост Президента - остановить кровопролитие
Турист: Куда Вы осуществите первый визит в случае избрания Президентом?
- При избрании Президентом я буду заниматься решением первых двух задач своей программы, для этого ехать никуда не нужно. Решение - это проведение референдума, с вопросом о роли Украины в мировой политике, при этом предложу сделать Украину внеблоковой. Также займусь решением вопроса языковой политики и некоторых других вопросов, важных для развития общества. Только после этого я смогу приступить к поездкам, которые предусматривает пост Президента.
Ната: Очень много вопросов, кто войдет вашу команду и подобных им. Я же хочу спросить другое, кого вы НЕ возьмете в свою команду?
- Я уже говорил, и повторю еще раз - я не возьму в свою команду людей, ратующих за насилие, в моей команде не будет воров, коррупционеров, убийц. Все команды должны формироваться на принципах профессионализма и народного доверия. Тогда все ключевые посты в правительстве занимали бы люди, выигравшие конкурс на замещение этих должностей. Ключевой момент - люди должны занимать должности только после одобрения их обществом.
Маша: Кто, по Вашему мнению, Ваш главный конкурент на выборах?
- Все кандидаты на пост Президента Украины являются конкурентами, среди них нет главных или второстепенных.
Кузьмин: Кому Вы отдали бы свой голос на выборах, если бы в бюллетене не было Вашей фамилии?
- Ситуация такова, что спрогнозировать, как будут развиваться события, никто не может. В течение суток ситуация меняется дважды или трижды. Очевидно то, что в состоянии войны провести выборы, результаты которых будут полностью поддержаны всеми участниками конфликта, мы не можем. И примеров тому достаточно. Ближайший пример - Сирия, и вы видите, как разделились мнения. Часть мирового сообщества настаивает, чтобы выборы были отложены, другая настаивает на проведении.
То же происходит и в Украине. Можно согласиться с одной и другой стороной. Нужно ответить откровенно на вопрос - чего мы ждем от результатов выборов? Мы решим проблему конфронтации? Давайте проанализируем: Донецкая, Луганская области и Крым - это почти 20% избирателей. Если они не будут голосовать, то мы получим Президента, которого не поддерживают 20% граждан.
По этой причине сказать, что единодушным волеизъявлением был избран единый Президент, мы вряд ли сможем. Если выборы будут проходить в военное время, то о какой справедливости или честности может идти речь? Вы можете предположить, как будут считать бюллетени под артиллерийским обстрелом? Кто возьмет на себя смелость их сложить и отвезти в Донецк, пересчитать там? В каком месте это будет происходить? В здании захваченной ОГА? В этом случае перенос выборов на осень звучит рационально. Было бы оправданно перенести выборы на более поздний срок.
Экономист: Когда стабилизируется гривня?
- Хотелось бы задать встречный вопрос господину экономисту - когда в стране война, какие существуют предпосылки для стабилизации курса национальной валюты? Пока не будет остановлена война, ни о каком укреплении курса речи быть не может. Кроме того, курс гривни неразрывно связан с курсом доллара.
Рост и снижение курса доллара - это вопросы нацбезопасности США. Страна, которая имеет долг в 17 триллионов, по сути, обречена. Повторюсь, спасение курса - проблема нацбезопасности США, и если для спасения основной резервной валюты мира нужно будет развязать войну, поверьте, они это сделают. Укрепление курса американской валюты - эта та цель, ради которой можно развязывать войны.
Кстати, сегодняшняя картина очень напоминает план по развалу СССР. Такое ощущение, что у этих двух планов один общий автор. Тогда СССР втянули в войну в Афганистане, экономически блокировали и разваливали изнутри. Сейчас происходит тоже самое - Россия втягивается в войну с Украиной, стоит на грани мировой изоляции, а развитие сепаратистских движений в стране может привести к таким же последствиям как в Союзе.
Юрист: Как Вы прокомментируете недавно принятый Верховной Радой закон о люстрации судей?
- Все, что происходит, сегодня - это выполнение второстепенных и прочих задач, не имеющих никакого смысла для развития государства. Первая задача - построить систему власти, остановить войну и определить вектор развития страны. Потом можно приступать к реформам. Говоря о люстрации - нужно спросить инициаторов, что они подразумевают под этим процессом. Конституционные Суды многих стран потом отказались от законов о люстрации, как антинародных и антиконституционных. Кстати, и церковь также относилась к этим законам. Патриархи церквей всей Европы считают, что этот процесс античеловечен.
Дмитрий: Как сделать нашу «бесплатную» медицину не такой дорогой?
- Медицина требует реформирования. Самая большая проблема - попытки государства влиять на все процессы, происходящие в конкретной отрасли. И когда процессом регулирования занимаются люди, не имеющие ничего общего с медициной, то и реформировать эту отрасль будет практически невозможно. Управлять медициной должны профессионалы, здесь нет места политике. Мы должны дать свободу медицинской науке, внедрять в практику технологии приглашать ведущих специалистов мира, привести стандарты мед обслуживания к европейским. Это нам под силу. Госзакупки должны быть освобождены от коррупционного влияния бывших начальников и тогда медицина наладится очень быстро. Нам ведь необязательно отправлять больного в немецкую клинику, мы должны построить такие клиники в Украине.
Олена Консевич: Как увеличить в ближайшее время пенсии и минимальные заработные платы для всех украинцев?
- В моей программе были два базовых положения, касающиеся распределения доходных ресурсов. Я предложил внедрить в Украине такую же систему, которая работает на Аляске, в ОАЭ. Она предусматривает, что на личный счет каждого гражданина страны должна поступать некоторая часть средств от реализации природных ресурсов, добываемых на территории данного государства. Или вот сейчас Швейцария предлагает провести референдум, на котором будет обсуждаться программа, по которой каждому гражданину государство ежемесячно будет переводить на счет средства, равные минимальной зарплате в стране.
Виктория Ивановна: Слышала о Штабе мира. Что это такое? Как и где он работает? Куда обращаться?
- У нас в стране соперничают две идеологии: продолжения конфликта и идеология мира. Я представляю вторую идеологию. На ее базе в стране формируются так называемые Штабы мира. Это группа волонтеров - опытных юристов, психологов, представителей других профессий, которые взяли на себя функцию обеспечения помощью всех пострадавших в ходе конфликтов. Это касается не только гражданского населения, но и военнослужащих, их семей, не только юго-востока, но и западной Украины. По мере возможности всем оказывается помощь, и эта деятельность будет приобретать все более масштабные размеры. В случае прекращения войны эти Штабы будут продолжать работать. Я сам будут принимать участие в их работе. Хочу обратиться ко всем, кто меня слышит, если нужна помощь - приходите, будет сделано все возможное. Телефоны указаны на официальном сайте.