«Милиция» или «полиция»?

📅 10.05.2011    🕐 07:05

Можно ли дальше жить с такой милицией как у нас? Чувствуют ли себя украинцы защищенными как минимум в повседневной жизни? Изменится ли сущность правоохранителей от смены названия «милиция» на «полицию»? Думаю, что большинство украинцев согласится, что реформа правоохранительных органов крайне необходима, и на смену сегодняшней системе должна прийти новая.

Сегодня мы имеем возможность использовать опыты реформы правоохранительных органов как минимум у двух постсоветских стран: Грузии и России. Грузинскую реформу по праву можно признать успешной. Ведь буквально за один день из штата милиции были выведены все представители милицейского «клана», и к управлению МВД пришли молодые амбициозные патриоты своего государства. У них было осознание того, что реформу нужно начинать с самих себя, и поэтому сущность правоохранительных органов изменилась.

Безусловно, вначале помощь для поднятия заработных плат грузинским полицейским была предоставлена иностранными фондами. Но немалую роль играет и подход государства к работникам правоохранительных органов по методу «кнута» и «пряника». В данном случае, в качестве «пряника» выступает, прежде всего, высокая зарплата, а также современная экипировка, начиная от формы и заканчивая автомобилями и новейшими радиостанциями. Под «кнутом» надо понимать отсутствие возможности до конца жизни устроиться на государственную службу, в случае, если «проштрафишься».

Но хочу отметить, что наряду с реформой МВД в то время в Грузии реализовывались преобразования в других сферах. То есть, шла сбалансированная реформа по всем вероятным направлениям коррупционных действий. И это правильный подход, потому что «нельзя построить коммунизм в отдельно взятом колхозе». Как результат такого комплексного подхода - огромное доверие грузинского народа к правоохранительным органам, и об этом сегодня свидетельствуют данные многих соцопросов.

Рассмотрим российский вариант реформы. Здесь тоже, как будто, и «кнут», и «пряник» присутствует ... Но в подтверждение того, что с реформой это имеет мало общего, а по сути, является просто очередным изменением табличек на кабинетах, приходят сведения о том, что для переаттестации из милиционера в полицейского необходимо заплатить чиновнику N-ную сумму.

Однобокость, вырванность реформ только в одной сфере - милицейской - ни к чему не приведет. Нельзя вырвать из контекста что-то одно и ждать от него, чтобы оно работало. Когда-то Ульянов-Ленин говорил: «Жить в обществе и быть свободным от него невозможно». Если вокруг остается та же прокуратура, те же суды, то же ФСБ, те же чиновники в мэриях и губернаторских аппаратах, надеяться на то, что реформа приведет к прозрачности работы полиции бесперспективно!

И в этом вопросе Украина в огромной степени копирует не Грузию, а, к сожалению, Россию. Потому как сегодня в нашем государстве нет комплексного подхода к реформированию правоохранительной и судебной систем, нет вообще функционирования государственных институтов. Поэтому такая оторванность друг от друга ни к чему не приведет. Мало того, люди должны доверять тому, кто стоит во главе реформ. Чтобы там не говорили, но сегодня есть огромное доверие у грузинского народа к Михаилу Саакашвили, у российского - к тандему Медведев-Путин, а в нашей стране с каждым днем ​​все больше падает уровень доверия к Януковичу. И при этом низком уровне доверия к главе государства, говорить о таких основополагающих реформах, которой является реформа правоохранительной системы, не приходится.

Безусловно, не может милиционер, у которого достаточно велики соблазны властью, ведь у него есть форма, жезл и пистолет, или будущий полицейский, получать низкую зарплату. Ведь если они не смогут прокормить семью, то одни, как когда-то я, уйдут со службы, а других затянет коррупционная система.

Но простое повышение зарплат не решит вопрос кардинально. Милиционер в звании полковника - прокурор в звании полковника - судья. Если они не будут работать в равных условиях, если это не будет комплексное реформирование, то полковник милиции, кивая на полковника прокуратуры или судью, скажет: «А я что, рыжий?»

Поэтому, я бы сказал, что это даже не полшага. Это просто смена вывески и увеличение расходов на эту структуру. Хотя мне бы очень хотелось, чтобы эти структуры на самом деле были реформированы. И неважно, какое название при этом они будут носить: «милиция» или «полиция». Милицейские органы - это повседневная жизнь человека, это общественная безопасность на улицах, это неприкосновенность жилья и многие другие факторы, с которыми сталкивается человек каждый день, выйдя на улицу или даже находясь в своей квартире.

И нам крайне необходимо реформирование всей судебно-правоохранительной системы, необходимо одновременное реформирование всей бюрократической машины. И не просто сокращение штатов, а реформирование функций власти, чтобы законодательная власть фактически разрабатывала правила общественной жизни, а исполнительная следила за их соблюдением, и никоим образом не перебирала на себя все больше и больше распорядительных функций.

Еще раз подчеркиваю, что без такого комплексного подхода реформа обречена на поражение. Это будет очередной «пшик», как в свое время налоговая, пенсионная, административная реформы. Вроде как заявка о реформе будет, но самой реформы, по сути, - нет.

Мы живем в этой стране, здесь живут наши дети, и очень хотелось, чтобы в нашей стране личность развивалась не наперекор, а благодаря действиям милиции-полиции или просто власти, которую мы наняли на работу.


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.