Реклама с призывом «Кохаймося! Нас має бути 52 мільйони!» еще не так давно веселила украинцев. Она ушла, а вот надежда увеличить население Украины хотя бы до 50-миллионной отметки – осталась. Власти обещают, что именно столько нас будет уже через 10 лет. Дай Бог, конечно. Но для улучшения демографической ситуации необходимо порешить с бедностью, высокой смертностью, и т.д. и т.п. Опять же, в современном мире многое зависит от врачей, обращаться к которым порой страшно. О том, как решить эти и ряд других проблем в интервью ForUm'у рассказала народный депутат Украины от фракции ПР, председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева.
- Татьяна Дмитриевна, парламент скоро начнет работать. Скажите, будет ли отправлен в отставку министр здравоохранения Украины Зиновий Мытнык, который якобы рискует оказаться фигурантом весьма громкого уголовного разбирательства?
- Пока вопрос так не стоит. У комитета пока нет аргументов о снятии с поста лично Мытныка.
В данное время у нас есть постановление о создании временной следственной комиссии (ВСК) по закупкам Министерством здравоохранения Украины в 2008-09 гг.. А в то время Мытнык был председателем тендерного комитета.
Комиссия будет создана в первых числах сентября. В нее войдет 10 нардепов-авторов постановления, и 15 от всех парламентских фракций. ВСК проведет работу и сделает соответствующие выводы. Тогда будет видно, как решиться вопрос.
Но уже могу вам сказать, что счетная палата и КРУ предоставили нам результаты проверок. Они очень негативны, свидетельствуют о нерациональном использовании миллионов гривен.
- Сейчас в Украине пытаются вернуть доверие к вакцинации. Буквально вчера на эту тему у меня был разговор с двумя мамами, которые узнав, что «прививаю» своих дочерей, были в ужасе и напомнили мне о смерти ребенка от некачественной вакцины. Так нужно вакцинировать детей, или есть чего бояться?
- Отвечу вам как врач, имеющий опыт: более надежного способа оградить детей и взрослых от ряда очень опасных инфекционных заболеваний, чем вакцинопрофилактика, на сегодняшний день нет. Это однозначно. Благодаря ей в мире, уже практически побеждены туляремия, чума и дифтерия.
- С одной стороны есть понимание этого, с другой – страх за здоровье и жизнь ребенка…
- Сегодня ситуация с вакцинопрофилактикой в Украине, находится не на должном уровне. Действительно, после смерти ребенка люди боятся вакцинации. Также факт, что практически в каждом регионе мы имеем ряд осложнений у новорожденных после вакцинации БЦЖ. Эту вакцину против туберкулеза ребенок на 3-7 дне жизни получает в роддоме.
- БЦЖ используют десятилетиями и ранее о ее опасности не говорили…
- Ранее в течении десятилетий использовалась вакцина БЦЖ российского производства. Мы к ней уже адаптировались. А потом начали закупать другую, более реактогенную вакцину датского производства.
Сегодня растет количество вакцин. Вот, например, введена новая вакцинация от гемофильной инфекции для детей возрастом 2 года. Наш комитет настаивает, что нужно изучить эпидемиологическую обстановку. Может, в одном регионе Украины есть эта инфекция, а в другом – нет, и поголовно всех детей нельзя прививать, поскольку часто случается так, что дети после вакцины попадают в реанимацию, и дай Бог, чтобы они выходили оттуда здоровыми.
А вспомните ту вакцинацию от кори и краснухи, когда умер 17-летний ребенок? Однозначно – некачественная вакцина к смерти привела и приостановлению дальнейшей вакцинации.
Поэтому не удивительно, что у нас значительный спад добровольной вакцинации детей от имени их родителей. Она сегодня составляет 60-70%, в то время как раньше было 92%. О чем это говорит? Да о том, что упало доверие.
Знаете, наш комитет на протяжении уже трех лет настаивает на пересмотре нового календаря прививок. Нам нужно учитывать, что сегодня дети ослаблены и использовать индивидуальный подход.
- Кому стоит сказать «спасибо» за это?
- Вся ответственность лежит на Министерстве здравоохранения Украины. Именно оно отвечает за госзакупки. Я убеждена, что нам необходимо децентрализировать этот процесс: отдать регионам закупку, ответственность и составление календаря прививок
На это есть ряд причин. Во-первых, в регионах, областные, городские здравоохранения лучше знают, что им нужно. Сейчас МОЗ тратит на закупку вакцин миллионы в то время, как многие отказываются от нее. И причина не только страх. Сейчас участились аллергические проблемы, хронические заболевания, и другие противопоказания к вакцинированию.
Во-вторых, где гарантия, что вакцина не будет испорчена по дороге с Киева от склада «Укрвакцины» в регион. Вот сегодня, когда мы имеем такие высокие температурные режимы, кто может гарантировать 100% исправную работу холодильных установок?
А Минздраву и главному санитарному врачу есть чем заниматься. Проблем в отрасли много. Необходимы реформы, пересмотр кадровой политики и многое другое.
- Так как сейчас быть родителям?
- Нужно помнить, что вакцинирование - это очень ответственная процедура. Если относиться к ней несерьезно, она не убережет, а наоборот, нанесет большой вред здоровью.
Чтобы избежать плохих последствий, нужно придерживаться нескольких жестких, но довольно простых правил. Первое - две недели до вакцинации ребенок не должен болеть. Второе - перед процедурой ребенка должен осмотреть педиатр! Нельзя, чтобы было так: медсестра пригласила в кабинет, и гоп-шлеп, и сделали вакцину. Третье - после прививки должно быть двухнедельное наблюдение врачей.
Также каждый родитель должен знать – если сегодня привили ребенка, то завтра везти его на море категорически запрещено. В летний период очень много инфекций. И на море, и в речках много вирусов.
- А вакцинирование в детсадах и школах?
- Там точно также должен быть осмотр деток. Нужно также смотреть, как храниться вакцина, работают ли холодильные установки. Она ведь очень чувствительна, меняет цвет от перепадов температуры, а это значит - там идет не тот процесс, что надо.
- Скажите, а что Вы думаете об украинских государственных поликлиниках, попав в которые людям приходиться пройти все круги ада, чтобы получить помощь врача, открыть/закрыть больничный лист и т.д. Наверное, поэтому украинцы так любят самолечение.
- Да. Действительно, падает доверие к получению медицинской помощи в лечебных учреждениях. Причин много. В частности это очереди и плохое состояние материально-технической базы. Больше вам скажу, техническим нормам сегодня отвечает только 30% медоборудования, а остальные 70% - изношено.
Но, что касается самолечения, то оно приводит к ужасным последствиям. Из-за него мы имеем потерю, как работоспособного населения, так и людей пенсионного возраста.
- А что скажете о рекламе лекарств в масс-медиа? Она имеет право на жизнь?
- Нет.
Однозначно, нам необходимо запретить рекламу всех без исключения лекарственных препаратов и биологически-активных добавок (БАДов). Такая торговля ведет к большому количеству осложнений, к хроническим необратимым последствиям.
Во всем цивилизованном мире действует категорический запрет на такую рекламу. Более того, там медикаменты отпускаются по рецепту в 80% случаев.
- Уже длительное время в Украине много говорят о семейной медицине. Она может изменить ситуацию в целом?
- Она не является панацеей для нашего здравоохранения, хотя действительно, есть регионы, где хорошо работает семейная медицина. Но говорить, что семейный врач закроет все проблемы здравоохранения в больших городах – такого просто не может быть.
Понимаете, семейный врач может охватить 1,5-3 тысячи людей, не больше. Опять же, такой врач должен быть соответственно обеспечен компьютерами, Интернетом. И, конечно же, у врача должен быть автомобиль, а не так как сейчас – велосипедом по 20 км. объезжать. У него также должны быть хотя бы минимальные возможности проведения рентгена, УЗИ. Но! Он не является светилом медицины по всем заболеваниям.
- А к идее медстрахования как Вы относитесь?
- Его нам обязательно нужно ввести. Это дополнительный источник финансирования.
- ПР поставила себе целью добиться увеличения населения Украины до 50 млн. за десять лет. Это реально?
- Это сложная задача, которую можно решить только совместными усилиями Президента, ВР и правительства. Тут нужно учитывать социальные и экономические аспекты, создавать и наращивать госпрограммы.
Но сегодня в стране есть солидарность. Будем надеяться – цель будет достигнута.
Юлия Артамощенко,