НЕТ КОНДИЦИОНЕРА -ТРЕБУЙ ПЕРЕРЫВ!
Проще всего офисным служащим. Для них работа - единственное спасение: уселся под кондиционером и стучи по клавиатуре до вечера. Но часто работодатели нарушают санитарные нормы, не заботясь ни о проветривании, ни об охлаждении помещений.
В соответствии с «Санитарными нормами микроклимата производственных помещений» рабочий день для тружеников столицы в жару должен сокращаться. Максимально допустимая температура - 25 градусов. А если климат в офисе не соответствует нормам, работодатель должен организовать режим работы так, чтобы люди не перегревались. При превышении допустимой температуры сотрудники должны получать дополнительный перерыв не меньше чем на 10% рабочего времени. То есть на 50 минут при восьмичасовом рабочем дне.
- У меня офис на четвертом этаже, здание - «стекляшка», а кондиционер сломался, - говорит киевлянка Анна Демиденко. - Люди к концу дня все от головной боли мучаются, а деваться некуда… Спасает только холодильник: в нем замораживаем лед и пьем холодный зеленый чай.
Впрочем, офисные служащие в жару все-таки находятся в выгодном положении: даже если в помещении жарко, можно взять из дома вентилятор. А вот тем, кто работает на улице, в такую погоду не позавидуешь.
ЖАРЕНЫЕ ДОРОЖНИКИ
Уличные торговцы, водители общественного транспорта, дорожники и озеленители города - это потенциальная группа риска. Они весь день проводят на жаре, могут запросто схлопотать тепловой и солнечный удар.
- Особенно рискуют те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также гипертонией и дистонией, - им на жаре работать вредно. Но и тот, кто абсолютно здоров, в такой духоте может получить тепловой удар. Пока скорая помощь работает в нормальном режиме, но отдельные случаи перегревов все же есть, - говорит замначальника Киевского горздрава Владимир Загородний. - Работодатели в таких условиях должны заботиться о сотрудниках, это выгодно им самим - не падает производительность труда.
Но следовать советам медиков начальство не спешит. В час дня на улице Фрунзе полным ходом идет ремонт дороги. Никаких поблажек от «Киевавтодора» нет.
- Ни дополнительных перерывов, ни отдыха во время рабочего дня нам не дают. Как только асфальт привезли, его надо уложить, пока не остыл. Так и жаримся тут часами. Обливаемся водой из поливальной машины - вот и все спасение, - говорит бригадир Александр. - А что делать? Бросать работу из-за погоды глупо.
Водителям общественного транспорта тоже не делают «скидок» из-за жары, хотя температура в кабине иногда достигает 60 градусов. Руководство КП «Киевпастранс» не ругает их за отставание в графике, но сокращать рабочий день не собирается.
- Водители и кондукторы больше отдыхают на конечных остановках между рейсами, за счет того, что мы выпустили 25 дополнительных троллейбусов. Но городу нужен транспорт, прерывать движение мы не можем, а соответственно и сокращать рабочий день, - говорит замдиректора КП «Киевпастранс» Сергей Литвинов.
ПРОДАВЦЫ МОРОЖЕНОГОЕДЯТ ТОВАР
А вот в «Киевзеленстрое» о здоровье сотрудников заботятся.
- Все, кто работают сейчас на высадке цветов, выходят рано утром, пока не жарко. Женщины обязательно надевают влажные платки на голову, - говорит пресс-секретарь «Киевзеленстроя» Елена Оганесова. - Каждый час пьют воду - мы подвозим ее специально к месту работы. Те, кто не может работать на улице, трудятся в теплицах.
Неплохо, как говорится, устроились в жарком Киеве продавцы мороженого. Они спасаются собственным товаром.
- Когда совсем не остается сил, беру из холодильника мороженое в счет зарплаты, - делится продавщица Оля, которая торгует на Нивках.
Кстати, в соответствии с санитарными правилами люди, выполняющие тяжелую работу, должны трудиться при температуре воздуха не выше 20 градусов, а те, кто подвержен солнечному облучению, и вовсе должны требовать дополнительный перерыв длительностью в 1 час 40 минут. Во многом нарушение этих норм зависит и от самих работников. Люди не требуют перерыва - значит, их все устраивает. С любым начальником можно решить вопрос полюбовно, достаточно только напомнить им о жалобе в горздрав, санстанцию или управление труда.