Длительная коалициада закончена. Верховная Рада получила новое большинство, а страна новый Кабинет министров. И пускай споры вокруг легитимности их создания продолжаются, новые министры уже не только назначены, но и представлены подчиненным.
Команда Партии регионов сделала это очень быстро – в один день. Правда, фамилии многих членов нового правительства либо вызывают обеспокоенность, либо удивление, либо просто неизвестны…
О своем видении ситуации и о политическом прогнозе на будущее в интервью корреспонденту ForUm’a рассказал председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента», политолог Владимир Фесенко.
- Владимир Вячеславович, итак, Украина уже с новым премьером и новым Кабмином. Как думаете, каким будет новое правительство? Некоторые эксперты утверждают, что оно скорее техническое, правительство-камикадзе. Вы согласны с этим?
- Ни в Конституции Украины, ни в законе о Кабинете министров нет такой дефиниции «техническое правительство». Судя по первому впечатлению от состава, скорее всего, это будет правительство Януковича.
Не Азарова, а именно Януковича. Азаров просто будет от имени Президента осуществлять непосредственно руководство Кабинетом министров.
Кроме того, это коалиционное правительство. Но не в смысле депутатских фракций, а в смысле коалиции разных групп интересов как внутри Партии регионов, так и вокруг нее.
Помимо этого, в новом правительстве есть фигуры, которые оказались на своих должностях в силу тех или иных личных оценок Януковича, жестов благодарности – как в случае с Цушко, или желания имиджево и профессионально украсить, укрепить его состав – как в случае с Тигипко.
Конечно, по многим членам правительства есть вопросы – некоторые из них абсолютно неизвестны. В отношении других кандидатур тоже возникают сомнения – а руководствовались ли в процессе формирования нового правительства Партия регионов и новая коалиция пресловутым принципом профессионализма? Тот же Цушко, например. Он далеко не специалист в макроэкономике…
Во всех последних украинских правительствах министерство экономики возглавляли достаточно компетентные, авторитетные люди, которые хорошо разбирались в вопросах макроэкономики. Цушко никогда не блистал в этой области. Он в свое время был далек и от сферы внутренних дел – достаточно вспомнить, чем закончилось его руководство этим министерством…
Поэтому тут, скорее всего, просто знак благодарности. Но в таком случае это означает, что кадровая политика «регионалов», к сожалению, не всегда принципиальна, раз уже проявились слабые места.
Еще одно определение нового правительства – это правительство вице-премьеров. Очень похоже, что установлен новый рекорд. Я, конечно, могу ошибаться, но что-то не припомню, чтобы за последние годы в правительстве Украины было семь вице-премьеров, на каждого из которых приходилось бы по три министра.
Таким образом, теперь запросто можно собирать «узкий состав» Кабмина, состоящий только из вице-премьеров и «расширенный» - с участием других министров.
- И насколько эффективным может быть такое правительство?
- Посмотрим. Там есть и сильные фигуры, с большим опытом руководства соответствующими отраслями. Но, повторюсь, есть и «темные лошадки». Нам еще предстоит понять, что собой представляют министры, например, здравоохранения и культуры – это как раз совершенно незнакомые люди.
- Что стоит ожидать украинцам от нового Кабмина?
- Исходя из нынешней информации, мы можем прогнозировать самые общие тенденции. Во-первых, не будет политической вражды между Президентом и премьер-министром – и это уже позитив.
А вот что касается эффективности и командности в работе Кабмина – тут как раз вопросов много. Но давайте сначала посмотрим, какие и каким образом новым правительством будут приниматься решения, как между собой станут взаимодействовать – в частности, в сфере кадровой политики, – Администрация Президента и Кабмин – это тоже можно будет оценивать по первым решениям.
Хотя, полагаю, как раз по линии «Президент – премьер-министр» противоречий не возникнет – Азаров не та фигура, которая будет конфликтовать с Януковичем. Уровень его амбиций исчерпывается постом премьер-министра. А вот внутри самого Кабмина, мне кажется, будет много интересных моментов.
- Например?
- Например, насколько смогут между собой взаимодействовать тот же Азаров и Тигипко, поскольку неизвестно, как будет распределяться сфера полномочий отдельных вице-премьеров – не по «названиям», а реально.
Насколько тот же Тигипко будет свободен в сфере экономической политики, поскольку именно он будет реальным министром экономики. Видимо, и в правительство он был приглашен для того, чтобы стать, вместе с Ириной Акимовой из Администрации Президента, локомотивом реформ.
Или Борис Колесников, которому в подготовке к Евро-2012 придется взаимодействовать с рядом министров, в частности, с министром финансов, который непосредственно будет подчинен премьер-министру, хотя этот, условно говоря, «спортивный» блок фактически под контролем Рината Ахметова. И это вселяет некоторые надежды на то, что нам удастся нормально подготовиться к футбольному чемпионату.
Правда, боюсь, что сейчас наступают сложные времена для Григория Суркиса, учитывая его непростые отношения с Колесниковым и Сафиуллиным, но посмотрим…
Одним словом, открытых вопросов много, но так или иначе ответы на них мы будем получать постепенно.
- Владимир Вячеславович, давайте из Кабмина теперь перенесемся «под купол» на Грушевского. Как, учитывая нынешнее политическое поведение Литвина, сложится теперь его политическое будущее?
- Давайте не торопиться с прогнозами, хотя и понятно, что нынешняя коалиция сделала свое дело – сформировала правительство Азарова. И дальше будет существовать номинально, поскольку ключевые вопросы будут решаться не ею, а «многоугольником», состоящим из Президента, премьера, спикера ВРУ. В ряде ситуаций в эту «компанию» могут подключаться, например, Клюев и/или Тигипко.
То, что Литвин будет одной из ключевых фигур в новом политическом режиме – очевидно. Дальнейшее его будущее зависит от будущего коалиции, правительства и общего развития украинской политической ситуации в ближайшей перспективе, потому что, на мой взгляд, вопрос о досрочных парламентских выборах не снят окончательно, а скорее отложен.
Пока мы видим, что Янукович в таких выборах не заинтересован, но что будет дальше, какой будет судьба правительства Азарова, если вдруг в украинской экономике возникнут новые серьезные проблемы – пока неясно.
Поэтому не будем торопиться с прогнозами. Пока политическое будущее у Литвина есть, но, конечно, он вряд ли заинтересован в проведении досрочных парламентских выборов в ближайшей перспективе.
- Как думаете, коалиционные «тушки» способны на шантаж?
- Проблема здесь, в самом деле, есть. И не только с «тушками». Вы упомянули Литвина: он имеет очень хорошие отношения с Азаровым, обеспечил свои интересы в новом правительстве. Думаю, скоро в его интересах будет решен еще ряд кадровых вопросов – может быть, по губернаторским постам.
Но, как мы видим, Литвин может менять свою позицию в зависимости от изменений политической конъюнктуры. Поэтому если вдруг в стране резко ухудшится экономическое положение, усилится социальное напряжение – это может подействовать и на правительство, и на Литвина.
Коммунисты могут выразить несогласие с теми или иными решениями правительства, особенно если они будут казаться либеральными. Хотя тут уже будет проблема коммунистов – захотят ли они рискнуть уйти из правительства или нет.
Но по отдельным депутатам вопросы действительно могут быть, ведь та ситуация, в которой оказалась Тимошенко, когда у нее не было реального большинства, может в ряде случаев возникнуть и перед правительством Азарова.
И если экономическая ситуация ухудшится, тогда Тимошенко сможет использовать против Азарова тот же «финт», который использовали против нее – сыграть на личностных противоречиях и вывести из коалиции нескольких народных депутатов.
- Например, своих БЮТовцев-предателей…
- Да, которые могут опять «вдруг» поменять свою точку зрения. Или некоторых внефракционных депутатов. То есть, может меняться политическая конъюнктура, может меняться и позиция индивидуальных участников коалиции.
Здесь скрыт один из рисков «на перспективу», хотя главный, конечно же, правовой. Я имею в виду вопрос о конституционности создания нынешней коалиции.
- А как Вы считаете, уместно ли рассматривать вариант объединения оппозиционеров. Или тут скорее приемлем вариант «каждый за себя»?
- На самом деле, «объединенная оппозиция» - это еще один украинский политический миф. Ну, никогда у нас не было объединенной оппозиции. Никогда. И невозможно создать такую оппозицию, в которую вошли бы все оппозиционные силы и политики.
Кроме того, нужно учитывать, что в современном демократичном обществе не может быть какой-то единой оппозиции. Есть статус парламентской оппозиции, которая по регламенту получает крупнейшая оппозиционная фракция – на сегодняшний день это БЮТ.
Но ожидать, что вокруг Тимошенко в едином оппозиционном порыве объединяться все те, кто выступает против Януковича или правительства Азарова, я думаю, не стоит. На это даже не надо надеяться.
Другое дело, если Тимошенко, Кириленко, Яценюк таки объединятся в единую оппозицию, то им придется для себя решить, как координировать свою деятельность.
Если они будут действовать разрозненно, то, конечно, эффективность их оппозиционности будет снижаться. Поэтому ситуативные объединения вполне возможны. Я напомню, как в 2002 году в противостояние к Кучме объединялись и Тимошенко, и Ющенко, и даже коммунисты.
Так что, повторюсь, по отдельным вопросам я не исключаю возможности и даже необходимости координации оппозиционных действий различных оппозиционных сил.
Понятно, что самой активной и наиболее весомой оппозиционной силой будет Блок Юлии Тимошенко. Это совершенно очевидно. Но вместе с тем, я думаю, что своя ниша в оппозиции будет у того же Вячеслава Кириленко. А учитывая, что Тимошенко тоже играет в национал-демократическую оппозицию, им будет достаточно тесно. Тут уже будет конкуренция, что тоже хорошо.
- Хорошо, если это будет здоровая конкуренция….
- Ну, это уже другой вопрос. На самом деле – да, потому я и говорю, что оппозиции уже сейчас нужно думать о координации своих действий в будущем.
И тут Тимошенко должна понять одну простую вещь: если она будет пытаться формировать единую оппозицию на основе своего личного руководства, ничего из этого не выйдет. Именно потому, что многих не устраивает диктат Тимошенко, ее верховенство.
А вот оппозиция на основе противостояния конкретным действиям и решениям Януковича и Азарова – вот тут, я думаю, как раз и может быть «предмет» для объединения самых разных оппозиционных сил.
- Удастся ли Тимошенко организовать гражданское противостояние новой власти? И как может отреагировать на это власть?
- Давайте в данном случае не спешить с оценками. Мы еще не знаем, как будет вести себя в оппозиции Тимошенко. Вот, например, все ожидали блокирования парламентской трибуны при голосовании изменений в регламент Верховной Рады, а этого не произошло.
Думаю, с характером своих оппозиционных действий Тимошенко еще будет определяться. Это Ющенко призывал «до непокори», но, что-то я слабо верю в него, как в лидера кампании неповиновения, учитывая его предыдущую деятельность.
Тимошенко – да, она не признает Януковича и в принципе не исключено, что она может применять какие-то действия в формате гражданского неповиновения или активного противодействия правительству и Президенту.
Что это будет – посмотрим, не будем спешить. Но, думаю, что Тимошенко стоит провести большую работу над ошибками – и если не почистить свои ряды, то провести серьезную реорганизацию, как своего блока, так и объединенной оппозиции. И, может быть, изменить характер своих коммуникаций.
Этот традиционный персоналитет, который всегда доминировал в БЮТ, неприемлем для формирования объединенной оппозиции. Тут надо менять стилистику, характер отношений с тем же Вячеславом Кириленко, может быть с Яценюком, поскольку существует немало личных противоречий между нынешними оппозиционными политиками.
- В любом случае, оппозиция у нас будет активной. Всем известно, что в этом деле у Тимошенко талант.
- Вы знаете, я очень рад тому обстоятельству, что Тимошенко в оппозиции. У нее, как Вы правильно заметили, действительно талант оппозиционера и это означает, что у нас будет сильная оппозиция. А наличие сильной оппозиции – это определенная гарантия того, что Украина останется демократической страной.
Тимошенко опытный оппозиционер, для нее эта деятельность достаточно органична. У нее не будет никаких проблем с тем дискомфортом, который был в оппозиции у «регионалов». Но все равно – Тимошенко сейчас надо восстановить форму, а это вопрос времени.
- Давайте еще несколько слов скажем и о Президенте. Он уже побывал в Брюсселе и в Москве. Хотелось бы узнать Ваше мнение об этих визитах в ракурсе отражения их друг в друге. Действительно ли Янукович сможет воплотить в жизнь свою декларацию о безвизовом режиме уже в этом году?
- Нет, нет, я думаю, это просто декларации. Я слабо верю, что за год можно добиться безвизового режима. Полагаю, что в рамках этого года будет выработана так называемая дорожная карта, хотя таких карт в отношениях с Европейским Союзом у нас было уже немало.
Ну, а что касается его внешнеполитических визитов, то как раз здесь чего-то неожиданного не было. Специалисты ожидали, что они будут как раз в Брюссель и в Москву и скорее в стиле внешнеполитического пиара.
Янукович задекларировал, что он будет проводить сбалансированную внешнюю политику – такой новый формат политики многовекторности. Другое дело насколько удастся это сделать.
Москва пока сдержана, но уже дает понять Януковичу, что собирается влиять на многие ключевые вопросы внешнеполитической повестки дня для Украины и будет жестко отстаивать свои интересы. Поэтому здесь формальный баланс вряд ли получится – слишком много конфликтных точек.
Пока Янукович и в Брюсселе, и в Москве постарался выглядеть таким, каким его хотели видеть и говорил то, что от него хотели слышать.
- А, вообще, политика многовекторности для Украины приемлема?
- Нам нужна сбалансированная, но последовательная внешняя политика, в которой четко обозначены наши приоритеты и интересы.
Многовекторность в стиле лавирования между Брюсселем и Москвой чересчур рискованна – так можно, знаете ли, и травму получить…