Быть или не быть досрочным парламентским выборам? Хотя все народные избранники наперебой кричат, что досрочных выборов не может быть, что получится договориться, но пока договоренности срываются. В то же время, наблюдается некое недопонимание внутри партий, представленных в парламенте. Речь идет, конечно, о выходе из «Нашей Украины» шестерки нардепов с предводителем в лице Виктора Балоги. Как считает народный депутат VI созыва из фракции НУ-НС Юрий Кармазин, выход этих «чиновников партии» из НСНУ свидетельствует о фактическом расколе этой политической силы. Чего же ожидать в дальнейшем? Об этом и другом Юрий Кармазин рассказал корреспонденту ForUm’a в эксклюзивном интервью.
- Юрий Анатольевич, советник Президента Украины Петр Олийнык заявил, что народные депутаты, которые вышли из партии «Наша Украина», должны покинуть фракцию НУ-НС и сложить свои депутатские мандаты. Можно ли назвать подобное заявление корректным?
- Я бы не хотел комментировать члена родственной партии. Он имеет право на свое мнение.
Лично меня очень беспокоят события, которые происходят в «Нашей Украине». То, что из 250-тысячной партии вышло 10 или 20 человек, - не является для нее большой проблемой. Проблема - фактический раскол политической силы: из нее выходят члены президиума - заместитель председателя, руководитель контрольно-ревизионной комиссии, по сути, наивысшие чиновники партии. Если бы сразу, «по горячим следам», был сделан «разбор полетов», было бы не так страшно. Сейчас же общество хочет знать, почему так случилось. Я не верю, что «выходцы» виноваты во всех грехах. Это неправильная позиция. Если не был найден общий язык, то это вина обеих сторон.
Я не имею права быть судьей потому, что я отношусь к совершенно другой политической силе – Партии защитников родины. Все же мне хочется, чтобы они остановились и посмотрели, что делают. Ведь «выходцы» сейчас уничтожают то, что строилось много лет, тем самым, делая «медвежью услугу» Президенту.
Мне кажется, что на этот кризис в руководстве нужно мгновенно реагировать через проведение коллективных собраний. Ведь это вредит и всему блоку НУ-НС, порождая децентрализацию и углубляя разъединение. Члены партии на местах особенно неадекватно реагируют, спрашивают, что происходит. Мое мнение, что надо остановится, чтобы строить государство, держать коалицию вокруг Президента и вокруг правительства.
Я не верю в то, что выход этих депутатов из партии повлияет на их позицию по коалиции. Я даже убежден, что они из коалиции не выйдут. В случае их выхода из коалиции, хотя я в это не верю, они, безусловно, должны уйти и из парламента.
-То есть никакая опасность демократической коалиции не угрожает?
- Я пока не вижу никакой опасности для коалиции из-за этих событий. Меня это просто неприятно поражает. Сейчас принимаются беспрецедентные меры и Президентом, и правительством для стабилизации ситуации в стране (вся коалиция должна бы иметь повышение в рейтинге), но несмотря на весь позитив, что происходит, из-за таких действий рейтинг блока не повышается.
- Как Вы считаете, удастся ли «отщепенцу» Виктору Балоге создать новую политическую структуру «ГАРТ»? Будет ли она сформирована на базе блока НУ-НС или как совершенно отдельный проект? В случае создания такого проекта к следующим президентским или парламентским выборам он будет эффективным?
- Я никогда не слышал от Балоги, что он хочет сделать свой политический проект под названием «Гарт». Об этом говорят какие-то другие источники информации.
Партия – это серьезные механизмы, достояние демократического общества. Они создаются исключительно для людей, для удовлетворения их политических запросов. И создаются они «снизу». Мы уже видели, чем закончились попытки создать партию «сверху», то есть административным путем. Вспоним НДП, «ЗаЕдУ»… Если нет единой идеологии, если люди говорят только о каком-то проекте, то очевидно, что подобное предприятие не может иметь электорального успеха: в обществе не найдется ниши для этих взглядов.
Если стоит вопрос о роспуске парламента, который и юридически, и политически возможен, то, как можно говорить об уничтожении одних партий и создании других, которые еще год не смогут принимать участие в выборах. Я не исключаю, что новая политическая сила может быть создана, но это формирование не потянет за собой большие электоральные массы. Я в это не верю. К некоторым тактическим победам может привести объединение политических сил под референдумы, для каких-то политических направлений, но за год до выборов Президента создать пропрезидентскую партию я считаю невозможным.
Более того, люди сегодня научились читать политиков: кто они, в каких политических силах они были… Есть разные версии в СМИ и мнения политологов, кто будет лидерами тех партий, которые создаются. Очевидно то, что если эти партии начнут перекатываться и просить кого-то «на царствие», то политические силы будут бесперспективными, поскольку лидер должен «вырасти в партии», а не быть «приглашенным на княжество».
-Возможна ли реализация сценария досрочных парламентских выборов по истечении 30-дневного срока бездействия ВР? Или в ближайшее время украинский парламент все-таки заработает?
- Невозможно. И да, заработает.
Украинский парламент сегодня не выполнил еще ни одной функции, ради которых он создавался. Он должен сейчас ратифицировать документы о вступлении Украины в ВТО, решить массу кадровых вопросов. Эти функции парламент должен исполнить.
Однако есть огромное желание перекроить Конституцию не в парламенте, а за его границами, поэтому и возникает большой соблазн распустить парламент и после проведения референдума создать новый, на новой основе. Конечно, это будет неконституционно и расшатает политическую ситуацию.
Я считаю, что порох должен быть сухим, поэтому моя Партия защитников родины спокойно и тихо начала подготовку к возможным досрочным выборам. Хотя мы уверены, что роспуска парламента в ближайшее время не будет. ПР невыгодно сейчас идти на выборы и лишать себя депутатской неприкосновенности. Что они будут объяснять людям? Что они опять заблокируют работу парламента? Подобными идеями много голосов не заработаешь…
- В понедельник был предложен некий компромисс для разблокирования трибуны ВР. Все фракции, даже ПР, дали понять, что они подпишут политическое соглашение после его доработки. Но договоренность не была достигнута, поскольку КПУ отказалась поддержать это политическое соглашение. Как вы предполагаете, каковы причины подобного поступка коммунистов?
- Коммунистов так много - аж 27… Я бы не говорил, что это большой фактор в украинской политике. Эта политическая сила в парламенте «сгорела» на моих глазах: из 200 осталось 27 человек.
Регионалы же не соглашались что-либо подписывать: они делали свои требования все радикальнее. У них одна цель – блокировать парламент, чтобы продемонстрировать Западу раскол украинского общества и то влияние, которое они имеют на дестабилизацию ситуации в Украине. ПР показывает таким образом, что она – та политическая сила, с которой нужно считаться, чтобы не допустить Плана действий относительно членства в НАТО. Это смешно, поскольку этот План ничего не решает. Регионалы не понимают, что в существующей системе безопасности из-за расположения в Крыму военной базы военно-морских сил РФ мы имеем нацеленные на нас ракеты блока НАТО. Поэтому мы и имеем проблемы с другим оборонным блоком. В 1996 году парламент запретил расположение на территории Украины каких-либо иностранных военных баз, именно сквозь эту призму в комплексе с вопросом безопасности Украины мы должны рассматривать вопросы о НАТО и о возможном членстве. Тогда позиция ПР была бы понятна. Но регионалы так вопрос не ставят. Видимо, их устраивает то, что сегодня Украина очень далека от независимости, ведь весь полуостров практически находится под обстрелом. Наше государство сегодня - заложник ситуации.
- Кстати, лидер Партии регионов Виктор Янукович заявляет, что даже после разблокирования парламента Верховная Рада не будет нормально работать. Он имеет основания для таких заявлений?
- Янукович не видит себя вне власти. Он откровенно и искренне сказал, что он добивается или переформатирования большинства, или новых выборов. Новые выборы ему невыгодны. Янукович на них не пойдет, поскольку, во-первых, и он, и вся его команда потеряет депутатскую неприкосновенность. Во-вторых, другая коалиция не будет создана. Я прогнозирую только присоединение к новой коалиции в той или иной форме или согласно отдельному соглашению Блока Владимира Литвина. Это было бы естественно. Литвин таким образом сохранился бы в народной памяти как элемент, которого не хватало парламенту. Сейчас же роль его фракции из 20 человек в парламенте настолько зависима, что от нее ничего не зависит. Это, безусловно, не устраивает ни саму фракцию, ни избирателей, которые голосовали за представителей этой фракции, ни украинское общество.
Коалиция не развалится, возможностей и инструментария для этого нет. Переформатировать большинство, думаю, тоже нельзя. Скорее всего, Янукович боится раскола своей собственной фракции, боится, что она начнет голосовать. Не случайно, когда в ВР проходили голосования, например, за бюджет, у всех членов ПР, за исключением нескольких старейшин, руководство позабирало карточки. Им не доверяют. Янукович забирает карточки у своих, а наши места блокирует женщинами. Разве это нормально, когда прикрываются женщинами и детьми?
- То есть ПР может быть выгоден «простой» украинской законодательной власти?
- Он был им выгоден до момента огласки своей позиции в Брюсселе. Дальше им не очень выгоден этот «простой». Идет срок, после которого Президент может распустить ВР. Неважно, что он постоянно заявляет, что не собирается этого делать. У Ющенко есть на это право. И уже завтра могут так сложиться обстоятельства, что он поменяет свое решение и распустит парламент.
- Относительно Брюсселя. Арсений Яценюк и лидер ПР Виктор Янукович одновременно отбыли туда, чтобы представить на высокой сцене разноцветность в видении перспективы вступления Украины в НАТО», как об этом было сказано в МИД Украины. Стоило ли «выносить такой сор из избы»?
- Конечно же, нужно было разобраться здесь, на месте. Это наш внутренний вопрос. Подобный поступок свидетельствует о политической незрелости политических сил, которые едут заграницу для осуществления внутренних разборок, об их слабости во внутренней политике здесь, в Украине, о их некомпетентности. Я считаю, что своими заявлениями о дестабилизации ситуации в стране они провоцируют колоссальные убытки для Украины. Это даже не сотни, а миллиарды долларов.
- Какое возможно логическое завершение кризиса, или его отсутствия, как утверждает Арсений Яценюк, в Раде?
- Хочется «хэппи-энда». Это, во-первых. Во-вторых, хотелось бы полного выздоровления парламента и украинского политикума, соответственно. Я убежден, что парламент начнет нормально работать.
Я уверен, что постановление, которое должно приниматься по НАТО не имеет никакого нормативно-правового значения и влияния на жизнь общества. Я спрашивал оппозиционеров, зачем им нужно это постановление, какие правовые отношения общества оно урегулирует… (Ведь именно для этого нужно принимать постановления и законы.) Мне ответили, что это для избирателя. Они думают, что избиратель - это какой-то лох, а он на самом деле уже давно понял, для чего делаются подобные заявления – для повышения рейтингов партии. К сожалению, они затянули и рейтинг начал падать. И теперь они понимают, что им как-то нужно выйти из этой ситуации. Это возможно только с помощью конструктива. Сейчас они будут менять тактику, им надо сейчас показать избирателям, что они что-то делают, а не только сидят на Филиппинах, Кипре и в других странах, а потом прилетают такие загорелые, что путаешь их с неграми, эфиопами или арабами…
Мила Арсенюк