- Президент Ющенко, указ о роспуске Рады, украинского парламента, в настоящее время рассматривается Конституционным судом на предмет законности. Вмешательства Конституционного суда потребовали 53 депутата, принадлежащих к парламентскому большинству. Вы примете решение этого суда?
- Я действовал исходя из того, что конституция превыше всего. Я основывался, прежде всего, на статье 83-й, в которой разъясняется, что коалиция парламентского большинства должна быть сформирована исключительно на основе принципа парламентских фракций, а не депутатов. Поэтому я приму любое решение Конституционного суда. Но я хотел бы обратиться к истории в том, что касается Конституционного суда. Когда я стал президентом, суд не функционировал. Не потому, что не хотел работать. А потому, что ему не позволяют работать.
- Неужели?
- Прошло 9 месяцев, а Конституционный суд еще не вынес ни одного решения. Я сам представил 18 исков по поводу нарушения нашей конституции со стороны большинства, возглавляемого премьер-министром. На протяжении нескольких лет на Конституционный суд оказывалось политическое давление. Если он сумеет быть независимым, можно рассчитывать на корректное и правильное решение.
- А если суд ничего не ответит?
- Тогда будет лучше, если политикам хватит мудрости, силы и совести, чтобы принять честные решения.
- Будьте откровенны. Вы не распустите парламент по примеру того, как это было в России в августе 1993 года? Вы поступите, как Ельцин?
- Нет, я этого не сделаю. Украина должна извлекать уроки из того, что происходит. И последние месяцы правительственная коалиция начала крайне опасный для демократических ценностей процесс, такой же, как тот, о котором вы упомянули. Необходимо вбить гвоздь, настолько толстый, чтобы можно было помешать любым попыткам следовать этим путем.
- Вы встречались с послами Европейского союза? Какое послание вы им передали? Как вы объяснили нынешний кризис на Украине?
- Я сказал, что это не трагедия. Что это эпизод, который может возникнуть в ходе развития демократии. И который можно преодолеть политическими методами. На следующий день после подписания мною указа, я обратился к структурам сил правопорядка. И я приказал, чтобы в Киеве, где активисты противоположных политических сил противостоят друг другу, но без насилия, не было ни одного человека с оружием в руках. Необходимо дать шанс политикам, чтобы они могли продолжить переговоры.
- Кое-кто думает, что ваш указ является ультиматумом. Как если бы вы сказали: или я вам даю несколько дней, или применю другие меры.
- Нет. Конституционный суд заседает. Вопрос касается действующего мандата, на котором основывается наша конституция. В статье 81-й четко указывается, в каких случаях депутат может быть лишен своего мандата.
- 15 депутатов перешли из оппозиции, которую вы возглавляете, в большинство премьер-министра Януковича. Вы резко осудили этот шаг. Их подкупили? У вас есть доказательства?
- Все это – следствия политической коррупции, которая основывается на шантаже, на деньгах и на предложении государственных постов. Мне известно, что другие 25 депутатов готовятся сменить коалицию. Целью того, что все это задумал, является создание в течение 4-6 недель подавляющего большинства из 300 депутатов, что нарушит парламентскую жизнь и может привести к изменению конституционной хартии. Тот, кто у власти, позабыл о своих предвыборных обещаниях.
- Одной из центральных проблем нынешнего кризиса является национальная безопасность и оборона. Иными словами, шаги навстречу НАТО.
- Это ключевой вопрос. Статус блока. Присоединиться к модели биполярного противостояния. Мы это уже проходили, вместе с нами в то время были поляки, эстонцы, литовцы, чехи, болгары и румыны. Но это не было решением. Европа, напротив, сегодня предлагает коллективную модель для организации национальной безопасности и обороны, которая основывается на политических принципах, а не на гонке вооружений: ключевой элемент – демократический. Когда я разговариваю с народом, я именно так ставлю этот вопрос. Механизмом для принятия решений является референдум. Но сейчас не время его проводить.