"Yтро": Как "Океан Ельзи" относится к музыкальным премиям? Я знаю, вы несколько раз получали "Золотую жар-птицу" на фестивале "Таврийские игры" (Национальная музыкальная премия Украины. – Ред.).
Святослав Вакарчук: Раз двенадцать, кажется. Я не помню, не считал. По-настоящему, музыканту все равно, есть у него публичное признание или нет в отношении того, что он делает. А вот поклонникам очень важно, чтобы тот, кого они выбрали для себя в качестве объекта поклонения, был востребованным. Они радуются, когда исполнители занимают какие-то места, получают премии. Я не скажу, что совсем равнодушен к премиям – да, это приятно, но это на один день.
"Y": Самым успешным многие поклонники группы считают альбом "Суперсимметрия". Наверняка, у тебя какое-то свое мнение?
С.В.: Если оценивать по количеству продаж, то последний альбом "Глория" – самый успешный. Если оценивать мое субъективное мнение как музыканта, то я вообще не разделял бы наши альбомы. Мне и последний, и предпоследний очень нравятся, да вообще-то и предыдущие. Если оценивать с точки зрения цельности, то, наверное, ни последний, ни предпоследний не являются таковыми, они, скорее, квинтэссенция наших творческих мыслей. Все альбомы одинаковы. В смысле, одинаково по оценке хорошие.
"Y": Ранние несколько отличались.
С.В.: Альбом "Там, де нас нема" – это, скорее, сборник лучших вещей на тот момент. "Янанебібув", следующий наш альбом – это, наверное, мой любимый альбом, вместе с "Глория".
"Y": Новый альбом будете записывать в Киеве?
С.В.: Посмотрим. Мы еще думаем. Не исключено, что писать будем в Киеве, а сводить и делать мастеринг – где-то за границей.
"Y": Например, в твоем любимом Лондоне?
С.В.: В Лондоне ситуация очень конъюнктурна. То есть там дорогие студии, но все под общую гребенку. Скорее надо ехать не в какой-то город, а к какому-то продюсеру, потому что ему все равно, где тебя записывать. Сейчас в Швеции есть сильные музыкальные студии.
"Y": Просто у русских звезд модно записываться в Лондоне.
С.В.: И что это им дает?
"Y": Не знаю. Поэтому и задала этот вопрос.
С.В.: Знаешь, когда ты приезжаешь на Запад, а там сидит режиссер, которому абсолютно все равно, что ты играешь, то и результат будет такой же. Человек должен любить то, что он записывает. Чувствовать.
"Y": На ваших концертах, не понимая слов, вам подпевают люди разных национальностей. Поют испанки – сама видела! Говорят, во Франции тоже есть поклонники вашей музыки.
С.В.: Ну, это означает очень простую вещь – что музыка "Океана Ельзи" самодостаточна, и тексты ее только дополняют, а не являются основополагающей вещью, как, скажем, у многих российских групп. Возьми, например, группу "Ленинград": если они споют на английском языке – ничего интересного. "Океан Ельзи" идет немножко по другому пути – нам абсолютно все равно – понимают наши тексты или нет. Наши главные эмоции – в музыке.
Все это идет из того, что музыканты, которые участвуют в группе "Океан Ельзи", думают над тем, чтобы создать что-то вместе, получить какой-то общий результат. В первую очередь думают об этом, а не о том, понравится это кому-то или нет. Музыкант – я всегда говорю одно и то же – музыкант в какой-то мере, в определенной степени эгоист. Качественный музыкант должен в первую очередь сам тащиться от того, что он делает. А уж если это будет очень искренне и очень хорошо, то это воспримут и остальные люди. А если музыкант пытается понравиться кому-то, то он становится похожим на клоуна или, в лучшем случае, на куклу или актера.
"Y": Вы в свое время расстались с тремя музыкантами из группы именно поэтому, или другие причины были?
С.В.: Там были совершенно две разные причины. Скажем, уход Димы и Юры произошел именно по их инициативе. Я думаю, что ими двигала не музыкальная составляющая, а именно желание...
"Y": ...самим реализоваться?
С.В.: Ну вот как-то так, да. Не находиться в тени чьей-то славы, может быть... Хотя их версия для меня была такая: они говорили "мы устали заниматься поп-музыкой, хотим быть немножко в андеграунде". Но первые же их шаги в собственном проекте показали, что они как раз намерены добиваться успехов на поп-сцене, что говорит о том, что все-таки они немножко лукавили.
Что касается ухода Паши, то это уже было осознанное решение всего остального коллектива. Просто у нас были абсолютно разные взгляды на музыкальные процессы в будущем.
"Y": Сейчас вас пять человек. Это окончательный состав группы?
С.В.: Нас всегда было пятеро.
"Y": Не рассматриваешь возможность того, что станет больше?
С.В.: Как членов группы, думаю, что нет. Как людей, которые создают музыкальные альбомы, – почему бы и нет? Мы приглашаем многих людей.
"Y": На чемпионате мира по футболу в Германии в этом году ты появился на футбольном поле. Расскажи эту историю.
С.В.: Рассказываю. На матче Украина – Швейцария (это была 1/8 финала в Кельне) мы пошли на стадион. Украина выиграла после напряженной серии пенальти. В результате нахлынувших эмоций я побежал к полю, чтобы поздравить футболистов. Они меня увидели возле кромки поля и, поскольку я со многими из них дружу, вытянули меня на поле. Таким образом, я оказался с ними. Поскольку у меня с собой был флаг, я с ними побегал вдоволь, покричал, порадовался и вернулся назад.
"Y": Кроме футбола ты увлекаешься баскетболом. Играешь или просто болельщик?
С.В.: Нет, я именно как болельщик увлекаюсь футболом, а в баскетбол играю. Я учился в университете, играл в университетской команде и сейчас регулярно два или три раза в неделю хожу, бегаю.
Y: Ты, как и Анджелина Джоли, посол доброй воли ООН. Какие уже миссии совершил в этом качестве?
С.В.: Самое основное – это встречи со студентами разных университетов, высших учебных заведений в Украине. Было порядка 15 или 16 университетов в самых больших городах. Мы встречались, говорили о жизни. Я говорил им о "формуле успеха", рассказывал свое видение будущего, мира, страны. Потом выслушивал их вопросы и отвечал на них.
"Y": В свое время ты сказал на Майдане: "Нас обманывают. Я просто не хочу, чтобы нас обманывали!". Сейчас ты чувствуешь, что правды в твоей стране стало больше?
С.В.: Да. Чувствую, что правды стало больше, и чувствую, что жить стало открытее и свободнее. С другой стороны, конечно же, как и любое постсоветское общество, которое было очень сильно заражено атмосферой неверия и тоталитаризма, мы еще не до конца готовы к полноценной демократии и сейчас пожинаем плоды этой неготовности. Я думаю, что нам нужно привыкнуть к этому. И научиться разговаривать не методом силы, а методом компромисса и переговоров.
"Y": На твой взгляд, у Украины и России сейчас хорошие отношения?
С.В.: Думаю, нет. Но я уверен, что это временная вещь. Все зависит от желания и возможностей политического руководства осознать какие-то ситуации. России нужно понять, что прошло уже 15 лет; надо привыкнуть, что Украина – это независимая страна, с которой нужно разговаривать точно также как, как с другими независимыми странами в мире. Вот если с двух сторон эти два аспекта полностью найдут понимание, тогда обязательно будет найден какой-то компромисс. У нас нет другого выхода, кроме как договориться и научиться дружно жить. Все остальные приведут к заведомо негативным последствиям для обеих стран.
"Y": На твоем сайте я пыталась найти твои стихи на русском и не нашла.
С.В.: Я не умею писать на русском. Это не мой родной язык. Я научился понимать русский лет в 10 приблизительно. До сих пор формировать свои мысли на русском на уровне текстов песен я не умею. Более того, думаю, что если не умею, то и не буду особо стремиться лезть туда, где кто-то умеет это делать лучше. Мы радуемся тому, что мы умеем сами.
"Y": Когда "Океан Ельзи" снова ждать с большими концертами в России?
С.В.: С выходом нового альбома, который состоится весной. Только надо понять, когда будет концерт: весной – в первой части нашего тура, или осенью – во второй части.
"Y": В каких open-air в этом году будете участвовать в России?
С.В.: Фестивали "Крылья" (В Тушине 29-30 июля. – Ред.), "Нашествие" (Под Рязанью 4-6 августа. – Ред.). Увидимся!