Микропотрясения. Региональные альянсы: 10 отличий

📅 28.04.2006    🕐 13:49

Все как-то сосредоточились на последствиях выборов в Верховную Раду и почти забыли о ситуативных раскладах на местах. О том, что схема создания региональных коалиций все-таки является предметом интереса победителей выборов-2006, свидетельствуют только эпизодичные призывы не "дружить по темным углам с принципиальными политическими оппонентами". В остальном доминирует такая точка зрения: давайте разберемся потом, когда выясним, кто будет премьером (спикером, главой СБУ) "на самом верху".

Надо сказать, что такой взгляд является морально устаревшим — с оглядкой на нынешний процесс децентрализации власти, который идет семимильными шагами. Еще на старте избирательной кампании было заметно, что очень многие перспективные бизнесмены или политики предпочли баллотироваться в местные советы, а не тягаться с "тяжеловесами", рвущимися в ВР любой ценой. Их аргумент: политика делается непосредственно в том месте, где ты живешь и работаешь. Экономика, как вы понимаете, тоже. Решение о выделении земли (строительстве, расположении "свечных заводиков") принимают местные парламенты. Поэтому депутатство в региональных органах власти и было таким привлекательным: оно рассматривалось как выгодная инвестиция. И что теперь товарищи со значками будут действовать сообразно своим интересам: желание "компенсировать" вложенные в выборы средства во многом будет ключевым при формировании коалиций в местных парламентах.

Опять же, если на уровне ВР пребывание в оппозиции может приносить неплохие дивиденды, то на региональном уровне всегда выгоднее быть ближе к центру распределения земных благ. Это два базовых принципа, которыми станут руководствоваться региональные "большевики". От чего еще будут зависеть коалиционные тенденции в разных областях? Во-первых, от того, какое большинство в конце концов сумеют "сложить" в парламенте страны. На него и будут ориентироваться "младшие братья". Пока все идет к денонсации соглашения о создании "тройственного союза" и созданию альянса Партии регионов и партии власти.

Во-вторых, никак нельзя проигнорировать тот факт, что в 14 областях выиграл выборы БЮТ, в десяти — приоритет у партии Януковича, в двух лидирует "Наша Украина". Сразу же "закладывается" конфликт между местным законодательным собранием и главой обладминистрации, которого назначает "оранжевый" Президент. И хотя Виктор Ющенко пообещал не назначать губернаторов, чья политическая окраска будет радикально расходиться с цветом местных советов, вряд ли такая идиллия возможна. Особенно в случае, если в ВР все же будет сформировано демократическое большинство в составе СПУ, БЮТ и "Нашей Украины". Ведь они все потребуют губернаторских кресел для своих представителей.

В-третьих, следует вспомнить, что по Конституции у местных советов нет обязательства создавать коалицию — это непременное требование только для депутатов Верховной Рады. И это значит, что создание большинства в парламенте Винницы или Львова будет чисто номинальным. Политический акт, не более того. И конечно, такой подход обусловит ситуативность любой коалиции на местном уровне: она в большей степени будет зависеть от внутренних интересов, чем от развития событий в центре. А теперь проверим данное утверждение на практике.

Киев. Сегодня есть все основания поздравлять Леонида Черновецкого не только с победой на выборах мэра, но и с контролем над Киеврадой, доставшимся ему путем жесткой борьбы с лидером столичных выборов — БЮТ, который получил 41 (из 120) мандат в представительном органе. Тем не менее Блок Юлии Тимошенко, который еще несколько дней назад претендовал на главенство к столичном парламенте и намеревался организовать "внеплановые" выборы киевского головы, сегодня может готовиться к оппозиционной жизни. Союз, заключенный между БЮТ, "Гражданским активом Киева" и блоком ПОРА-ПРП, оказался недолговечным. Как, впрочем, и протокол о создании "оранжевой" коалиции в ВР. А все дело в том, что на депутатов местного совета не распространяются "законы императивного мандата", и законодатели могут свободно мигрировать от одной коалиции в другую. Таким образом, произошел перелом ситуации в пользу Блока Леонида Черновецкого: в настоящее время он контролирует 70 голосов в столичном парламенте, благодаря "джентльменскому соглашению", подписанному между его структурой и фракцией Виталия Кличко. К этому альянсу уже присоединились киевские социалисты и даже два члена БЮТ. Позиции Черновецкого укрепила и отставка Александра Омельченко с поста председателя КГГА — 20 апреля Президент назначил на эту должность Леонида Михайловича. И теперь данный указ может стать стимулом для расширения демократической коалиции в Киевраде. Вполне вероятно, что число киевских "большевиков" увеличится до 80-ти. В таком случае, в оппозиции окажется Блок леди Ю, и можно констатировать, что эксперимент с созданием коалиции с БЮТ в главной роли потерпел фиаско. Причем не только на уровне Киеврады. И еще: Киев первым показал пример создания "широкой коалиции" без Юлии Тимошенко, за что Черновецкому положено отдельное "спасибо" от "Нашей Украины".

Донецк. Здесь преимущество "регионалов" очевидно и бесспорно, хотя прежней монопартийности в выборных органах власти уже нет. В избранном созыве Донецкого областного совета из 150 депутатов более двух третей составляют представители Партии регионов (по предварительным итогам выборов —102 депутата). На втором месте — "Народная оппозиция" Натальи Витренко, получившая 13 мандатов, а также традиционно присутствующие в местных советах фракции Соцпартии и КПУ. С тем, что местный совет фактически взят под контроль Партией регионов, нельзя не считаться, и "оранжевые" силы уже сделали первый шаг навстречу: фактически отставка нынешнего губернатора Вадима Чупруна, которого "переведут" в МИД, вроде бы угодная донецкой элите, свидетельствует о готовности власти сотрудничать, а не конфронтировать с ПР. Причем не только на местном уровне.

Одесса. Ситуация в городе у моря сложилась пикантная. Там депутаты опережают график работы ВР, где только еще подходят к "взаимопроникновению" Партия регионов и НСНУ. А вот на одесском уровне такое сближение приняло столь угрожающие формы, что политсовет "Нашей Украины" даже издал специальное распоряжение, запрещающее любые контакты между Одесской организацией НСНУ Алексея Козаченко и региональным "отделением" партии Януковича. Партия власти, которая на выборах мэра поддерживала Эдуарда Гурвица и имплантировала в его Блок "Наша Одесса" своих представителей, теперь хочет создать чисто "нашеукраинскую" фракцию — за счет собственных (9 мандатов) и "мэрских" ресурсов (по списку блока Гурвица в облсовет прошли 18 "помаранчевых"). Таким образом, Козаченко сотоварищи попытались обеспечить себе свободу маневра в переговорах с "регионалами", которые получили большинство в облсовете — 38 мандатов. "Наша Одесса" взяла ненамного меньше — 31, но может покинуть блок под давлением партийного руководства.

Если они объединятся с ПР, Блоком Витренко (15 человек), Блоком Литвина (8 депутатов) и "Не Так!" (10 мандатов), то получится неблагоприятный для одесского мэра расклад. Вот вам наглядный пример почти полного переформатирования новых облсоветов под местные интересы, а не под партийные установки. Результат выборов может быть один, а состав законодательного органа — совсем другой.

Львов. Здешний областной совет — один из немногих, где победила "Наша Украина" — 44 мандата. Ей в спину дышит Блок Тимошенко (41 "штык"), что предполагает наличие жесткой конкуренции между двумя "оранжевыми" силами за пост главы Львовского облсовета. Как известно, БЮТ стремится поручить контроль за областью своему человеку — нынешнему председателю облсовета и члену блока Тимошенко Михаилу Сендаку. Национал-демократические силы хотят видеть в этом кресле лидера объединения "Свобода" Олега Тягныбока, чья партия получила в облсовете десять мандатов. С этой целью она, Пора и УНП подписали декларацию намерений об образовании Коалиции национально-демократических сил — подобие парламентского "коалиционного договора". Но подписанты надеются, что судьба их меморандума будет более удачной и они смогут "уделать" соратников Тимошенко в борьбе за пост львовского спикера. Ситуацию может изменить только Партия промышленников и предпринимателей (8 депутатов), но слабо верится, что представители Кинаха станут играть на стороне Юлии Владимировны.

Харьков. В Харьковском облсовете сразу два скандала. Первый: убедительно победившая на выборах в областной совет Партия регионов (83 мандата из 150) начала с того, что потребовала отставки председателя Харьковской облгосадминистрации Арсена Авакова. У него нет количественных аргументов — НСНУ набрал в регионе всего 5% (12 человек). Зато губернатор прибегнул к другой уловке: попробовал повлиять на ТИК. Результат: харьковские выборы могут отменить. Районный суд приостановил публикацию результатов выборов в Харьковский облсовет до рассмотрения иска, который поступил от Блока Владимира Гошовского. Он требует применить другую методику определения проходного барьера, при использовании которой его сила попадает в местный совет. То есть если в Донецке "оранжевые" попробовали договориться с местными элитами, то в Харькове решили применить силу.

В общем, можно констатировать, что в различных регионах партия власти будет использовать разные методики для создания условий контроля за облсоветами: хитрость (как в Одессе), компромисс (как в Донецке) или откровенный админресурс (как в Харькове). Баланс должен быть восстановлен…


Главные новости

2001 — 2025 © ForUm.