Итоги двух недель гражданской блокады. Взгляд с полуострова
Эффективность гражданской блокады полуострова подтверждена российскими структурами. Как сообщило еще 28 сентября «управление Россельхознадзора по Крыму и Севастополю», в результате блокады в первую же неделю поставки продукции растительного и животного происхождения с материковой Украины в Крым были полностью прекращены. По данным управления, всего за неделю до введения продовольственной блокады в Крым было ввезено овощей — 1091,5 тонны, картофеля — 1198,3 тонны, фруктов — 741,2 тонны, сухофруктов — 24 тонны, мукомольно-крупяной продукции — 66 тонн, бобовых — 4 тонны.
Подводя итоги первой недели объявленной блокады, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров также сообщил, что за указанный период ни одна фура с продовольствием не пересекла административной границы с Крымом.
Власти России и Крыма восприняли блокаду очень нервно. С одной стороны, они утверждали, что крымчане не почувствуют последствий продуктовой блокады, а пострадают от нее в первую очередь херсонские предприниматели, бывшие поставщики товаров в Крым. С другой стороны, российские и крымские власти выразили намерение даже жаловаться в международный суд, организовали целую пропагандистскую кампанию против организаторов блокады. По всему было видно, что блокада не столько задевает интересы крымчан, сколько интересы крымской «власти», которая использовала поставки продовольствия и других товаров из Украины как резерв для снабжения воинских частей и личного бизнеса. Они попадали под удар блокады в первую очередь.
Шаг, который нужно было сделать 1,5 года назад
Со своей стороны представители украинской и крымскотатарской общин Крыма поддержали блокаду, многие выразили намерение приехать в Херсонскую область и принимать участие в гражданской блокаде вместе с ее организаторами. Очень многие указывали на тот факт, что сегодня, когда власти удалось наладить некоторое снабжение продуктами из России, блокада не будет иметь тех результатов, которые она бы имела, если была бы введена в марте 2014 года, сразу после аннексии Крыма, а ведь российские оккупанты и ожидали от Украины именно такой реакции. Теперь же российской власти за полтора года удалось довольно основательно укрепиться в Крыму. Тем не менее, гражданская блокада Крыма достигла главного — теперь украинское продовольствие и другие товары не являются предметом незаконного бизнеса с Россией.
«Ведь нужно было еще тогда, полтора года назад, перекрыть Чонгар, Каланчак, Чаплинку, запретить движение поездов и автотранспорта, остановить поставки электроэнергии и воды — и тот сценарий, что развернулся после аннексии, реализовать оказалось бы невозможно, — писали крымчане в социальных сетях. — Теперь же призывы деоккупировать Крым через блокаду звучат и дико, и нелепо. Потому что это опять делают волонтеры, а должно делать государство. Тем, кто у руля, уже пора начать отвечать за свои поступки, а не прятать огрехи за спинами волонтеров, которые уже очень устали все это тянуть...»
«Мы добились того, что Крым больше не является гигантским насосом, через который перебрасывались товары из материковой Украины на материковую Россию, — заявил Рефат Чубаров. — Наша задача не дать миру и мысли, что можно договориться за счет Крыма, и мы, кажется, эту задачу решили, по меньшей мере, для украинского общества».
Экономические результаты
Крымский рынок продовольствия отреагировал на введение блокады еще до ее начала. На рынках и в магазинах начали расти цены. «Вице-премьер» Руслан Бальбек стал угрожать предпринимателям и требовать снижения цен, но рынок его угрозы пропустил мимо ушей. Сейчас, например, анализ цен на симферопольском оптово-розничном рынке «Привоз» показывает, что за это время цена на продовольствие выросла от трети до половины прежней стоимости. Так, если до объявления блокады баклажаны стоили в среднем 27 рублей за килограмм, то спустя несколько дней их цена выросла до 60 рублей, потом снизилась до 42 рублей. Цена на виноград со 100 рублей повысилась до 120 — 150. Крымские яблоки подорожали с 37 до 42 рублей, помидоры — с 30 до 37 рублей. По словам продавцов, причина подорожания состоит в том, что привезенные с материковой Украины овощи и фрукты почти закончились.
В среднем, на 10% подорожала молочная продукция. Творог на Центральном рынке Симферополя стоит от 150 до 170 рублей, сливочное масло — 340 рублей, поллитра крымского молока — 31 рубль, кефира — 35 — 39 рублей. Очень дорогими стали рыба и мясо. Рыба от 140 до 300 рублей, в зависимости от вида, например, филе хека — 275 рублей (88 грн). Филе свинины предлагают по 350 рублей за килограмм, антрекот — за 300 рублей. Мякоть говядины продают по 450 рублей, гуляш — по 350 рублей. В сети супермаркетов цены на продукты также выросли. Например, в симферопольском «Фуршете» баклажаны стоят 64 рубля, болгарский перец — почти 50 рублей, заметно подорожал алкоголь — в среднем на 15 — 20%.
На этом фоне явным хвастовством выглядит заявление вице-премьера России Дмитрия Козака, курирующего Крым, о том, что активизация работы Керченской паромной переправы нивелирует усилия организаторов блокады. «Глава» Крыма Сергей Аксенов также заявил, что дефицита продовольствия и промтоваров на полуострове не будет. По их словам, доля украинского продовольствия на крымском рынке составляла около 5%, хотя, по данным независимых экспертов, она по разным видам товара составляла от 30 — 50, а то и до 80 процентов. Поэтому так быстро «зашить» эту дыру не удастся, тем более что ситуация может резко ухудшиться с наступлением осенних штормов, когда Керченская паромная переправа не сможет работать.
Акция «Гражданская блокада Крыма» может продлиться до тех пор, пока ее организаторы не увидят «ясные сигналы» с российской стороны о готовности выполнить их требования, заявил глава Меджлиса Рефат Чубаров. Кроме того, он заявил, что «конечная цель нашей акции — деоккупация Крыма. Российские войска должны уйти с полуострова. Но мы прекрасно понимаем: одной акцией такой цели не добиться. Нашу акцию мы воспринимаем как один из шагов по принуждению России к возвращению в рамки международного права, к уходу со всех украинских территорий, включая, разумеется, Автономную Республику Крым».