Затяжной прыжок переселенцев: конца конфликта не видать

📅 09.06.2015    🕐 08:00

Конфликт на Донбассе продолжается уже больше года. Только по официальной статистике из зоны боевых действий и из Крыма уже  выехало 1 миллион 300 тысяч человек.

Украинское законодательство, защищающее переселенцев из Донецкой и Луганской областей, было рассчитано на то, что эти люди переезжают ненадолго и смогут относительно скоро вернуться домой. Но конфликт приобретает затяжной характер, а когда он закончится никто уже и не берется предсказывать. В связи с этим в Украине назрела необходимость интеграции людей, выехавших из зоны АТО, вливания их в общество.

Есть ли у украинского государства стратегия по адаптации переселенцев, какие проблемы назрели за год и как можно их решить, разбирался ForUm.

Базовые проблемы

С момента появления первых «донбасских» переселенцев прошло уже около года. За это время эксперты общественных и волонтерских организаций успели выделить несколько глобальных сложностей, с которыми в той или иной степени сталкиваются эти люди.

По статистике, около 80% тех, кто покинул зону АТО, перебрались в подконтрольные Украине районы Донецкой и Луганской областей, а также в Харьковскую, Днепропетровскую, Запорожскую области и в Киев. Остальные 20% рассредоточились по другим регионам.

По словам руководителя общественной инициативы «Восстановление Донбасса» Елены Петряевой, сейчас препятствия начинаются еще на этапе выезда из зоны АТО. Отсутствие транспорта и пресловутая пропускная система не способствуют тому, чтобы быстро пересечь линию разграничения. А недавно некоторые политики начали выступать с заявлениями о необходимости полной блокады «временно неподконтрольных Украине территорий».

Но как бы то ни было, более миллиона человек уже рассредоточились по Украине. Чтобы прижиться на новом месте им в первую очередь нужно найти жилье и работу.

«Сложная проблема, с которой сталкиваются переселенцы – это жилье, его получение, аренда. К сожалению, у нас на сегодня не разработана госпрограмма по обеспечению переселенцев жильем. Те, суммы, которыми люди располагают и объем материальной помощи, которую может выделить государство, естественно, не покрывает расходы на аренду жилья.  Также остро стоит проблема работы. Без работы очень трудно содержать семью, трудно интегрироваться в общество. Я вынуждена констатировать, что у нас отсутствует программа по трудоустройству внутреннеперемещенных лиц», - сообщила Елена Петряева.

В исследовании Украинского института стратегий глобального развития и адаптации, есть информация о том, что только 23% переселенцев являются лицами трудоспособного возраста. По состоянию на май 2015 года только 3,4% из них нашли работу. Впрочем, здесь авторы исследования отмечают, что это данные о тех, кто смог устроиться «официально». Но даже с учетом теневой занятости показатели безработицы здесь очень высоки. Что касается, жилья, то эта проблема стоит еще острее. Для наглядности, эксперты Института подсчитали, что на обеспечение всех семей переселенцев самыми скромными квартирами или домами пришлось бы потратить как минимум от 6 до 9 миллиардов долларов. Помимо этого, есть проблемы с детскими садами, места в которых были дефицитом и до начала АТО, а также со школами, медицинским обслуживанием, обеспечением инвалидов и многими другими вещами. Но на первом месте в списке потребностей все равно остаются крыша над головой и возможность заработать денег.

Есть ли стратегия?

Помощью переселенцам в меру своих сил занимаются благотворительные фонды и волонтерские организации. Со стороны государства этим вопросом заведуют Госслужба по чрезвычайным ситуациям и Министерство социальной политики, тоже в меру своих возможностей и компетенции. Но единого органа, который координировал бы их действия, разрабатывал и внедрял комплексные программы, по факту все еще не существует, равно, как не существует и единой государственной стратегии по работе с переселенцами. 

Например, Госагентство по вопросам восстановления Донбасса создано и даже де-юре начало работу. Де-факто же результатов этой работы нет. В законе «Об обеспечении прав и свобод внутреннеперемещенных лиц» есть статья, где сказано, что в случае, если конфликт на Донбассе примет затяжное течение, продолжаясь свыше шести месяцев, а количество переселенцев будет превышать 100 тысяч человек, то Кабмин в трехмесячный срок должен разработать «комплексные государственные целевые программы  по поддержке и социальной адаптации внутреннеперемещенных лиц». Рубеж в 100 тысяч переселенцев давно пройден, но, снова-таки, программы, упомянутые в законе, в лучшем случае находятся в стадии утверждения.

«Действительно, мы часто слышим, что пока что нет, к сожалению, единой программы, которая на государственном уровне способствовала бы трудоустройству переселенцев. Но хочу сказать, что эта программа уже в ближайшее время будет подана на рассмотрение правительства. Все желающие смогут с ней ознакомиться», - сообщила на пресс-конференции, прошедшей 27 мая в Киеве, заместитель директора департамента рынка труда и занятости Министерства социальной политики Анна Судрак.

По ее словам, в этой программе предусмотрено много решений. Это и поощрение работодателей, берущих на работу переселенцев, и рекомендации местным властям по организации деятельности предприятий. Также в Министерстве планируют организовать переобучение и повышение квалификации переселенцев за границей.

«Самое главное – это не дать человеку еду, а научить его на эту еду зарабатывать. Потому нашей основной целью является вернуть внутреннеперемещенных лиц к экономической активности, «выдернуть» их из состояния, когда они пассивно ожидают, что их проблемы решаться. Мы готовы им в этом всячески способствовать и помогать», - заключила она. Реализовывать программу начнут после того, как ее одобрит Кабмин и найдутся средства.

«Основная проблема – это отсутствие системного подхода в государственной политике по отношению к внутреннеперемещенным лицам. Это и бессистемность принятия решений, это и слабая межведомственная координация между центральными и региональными органами власти, это и отсутствие государственного органа, который принимал бы участие в разработке этой государственной политики, занимался бы ее продвижением и наблюдением за ее выполнением. Учитывая то, что на сегодня конфликт принимает затяжное течение и внутреннеперемещенные лица пока не уезжают обратно, необходимо срочная государственная стратегия в отношении этого контингента, которая должна быть направлена на их интеграцию в общественную жизнь и их ассимиляцию в новой среде», - подытожила Елена Петряева.

Что говорят социологи?

В том, что Украине нужна единая стратегия по переселенцам, уверены и социологи. По мнению директора Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» Ирины Бекешкиной, основывать эту стратегию следовало бы, в первую очередь, на видении будущего Донбасса.

«Она зависит от того, как вообще видится будущее Донбасса. Если речь идет о том, чтобы оградить его глубоким рвом или построить стену, тогда, очевидно, нужна программа, направленная на то, чтобы проукраински настроенные граждане, которых там все еще очень много, имели возможность выехать. Это называется эвакуация. Если мы признаем, что это оккупированные территории, и мы от них отгораживаемся, тогда нужно думать, как эвакуировать оттуда людей, как их интегрировать, как их адаптировать, как дать им жилье, как помочь им устроиться на работу. Это должна быть большая программа. Мы знаем, с какими трудностями встречаются те, кто уже переселился», - отмечает она.

Если же Украина рассчитывает на то, что эта территория в ближайшем будущем вернется под ее полный контроль, то, по мнению Бекешкиной, проблему переселенцев следует рассматривать под немного другим углом. Конечно, нужно думать об обустройстве этих людей, но с прицелом на то, что они вскоре вернутся в родные города, будут их восстанавливать и развивать. При этом социолог отмечает, что уже сейчас наиболее активные переселенцы не хотят и думать о возвращении.

«Уже сейчас такая проблема есть. Я знаю, что сейчас молодые, наиболее активные люди, выехавшие оттуда, получили здесь второй шанс и уже в любом случае не собираются туда возвращаться. И это тоже проблема. Стратегия зависит о того, как видится в перспективе будущее этих территорий. Есть вопрос комплексной программы, которой до сих пор нет. Главное, чтобы эти люди почувствовали, что они нужны Украине. Пока что это эту функцию выполняют преимущественно волонтеры. Но нужны еще и действия государства, чтобы эти люди почувствовали, что они граждане, что их страна – это Украина, которой они не безразличны», - отметила Бекешкина.

О необходимости системной адаптации, вливании переселенцев в общество, говорит и заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха.

«С точки зрения социологии адаптация – это определяющий момент существования людей в социуме. Есть естественная адаптация, когда люди сами приспосабливаются, но есть и такие, кто не может сделать этого самостоятельно. Есть много факторов, не позволяющих адаптироваться. Потому такие люди нуждаются в помощи. Это и пожилые люди, и дети, и многодетные семьи, и люди с ограниченными возможностями. По многим причинам им тяжело адаптироваться, потому нужно создавать систему. Общие вещи понятны, но нужна система. Без этого решить проблемы строительства европейского государства просто невозможно. Нужно не декларировать, а начинать разрабатывать серьезную программу адаптации», - считает он.

По мнению Головахи, если игнорировать процесс помощи в адаптации, то плохо будет и людям, и государству в целом. «Будет очень много разных проблем. Как это не адаптировать? Если они не адаптируются к жизни в Украине, то есть много вариантов их поведения. Это и социальные заболевания, и девиации, и миграция любой ценой, и поддержка того же сепаратизма, и так далее. Потому государство должно заботиться о том, чтобы таких вещей не было. Это ответственность государства, ведь люди уехали не по своей воле. В первую очередь нужно понимать, что не они могут быть угрозой для государства, а угроза может быть для них. Ответственность государства в том, чтобы этих угроз не было. А уже потом, угрозы для граждан превращаются в угрозы для государства в целом», - считает социолог.

Конечно, нельзя утверждать, что вынужденные переселенцы совсем уж брошены один на один со своими проблемами. Волонтеры и благотворительные организации делают многое, чтобы помочь им адаптироваться, прижиться, или даже начать жизнь заново. Государство тоже что-то делает, разумеется, не без понукания со стороны волонтеров. А вот привести эту деятельность к единому знаменателю и конкретному результату почему-то не получается. В общем-то, можно назвать десятки причин, из-за которых проблема не решается. Но есть одно «но». За каждой формулировкой «внутреннеперемещенные лица» стоят десятки тысяч человеческих судеб, исковерканных конфликтом, конца которому пока что не видать.


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.