Арбузов: Решение не проводить девальвацию гривни было принято сознательно

📅 03.02.2015    🕐 12:35

Не соглашаясь допустить большую волатильность курса гривни правительство и НБУ исходили из убеждения, что свободное курсообразование навредит экономике куда больше, чем принесет пользы. А также из глубокого неприятия навязываемой упрощенной экономическую модели, позволяющей не развиваться, а лишь «перезагружать» экономику каждый раз на все более низком уровне. Об этом сообщил бывший глава НБУ и экс-первый вице-премьер Сергей Арбузов в своей статье для Forbes.

«В 2011-2013 годах мы попытались разомкнуть порочный круг «девальвация – внешние заимствования – кризис – девальвация». Хотели доказать, что он – вовсе не объективная экономическая данность, не некая закономерность существования украинской экономики», - отмечает он.

«Были причины, по которым НБУ сдерживал девальвацию. И это не было валюнтристское решение, противоречащее макроэкономическим показателям и тем более оно не преследовало цель «задобрить» электорат. Когда нужно было проводить непопулярную пенсионную или налоговую реформы, мы их провели», - напоминает он.

Важной причиной отказа от девальвации было то, что НБУ и правительство считали ее пользу сильно переоцененной и не разделяли слепой убежденности оппонентов в ее благотворном влиянии на экономику.

«В стране, где импорт — больше половины расходов домохозяйств, девальвация это падение реальных доходов населения. Это необходимость повышения цен на энергоресурсы, поскольку рост цен на российский газ еще больше усугубил бы проблему дефицита бюджета НАК «Нафтогаз», это обязательный рост инфляции и падение ВВП. Кроме того, это масса неразрешимых проблем для банковской системы. Все то, что мы рассматривали в теории, в полной мере проявились на практике в 2014 году», - напомнил Арбузов.

При этом, по его словам, есть и еще одна, даже более важная, причина отказа от девальвации. Она заключалась в том, что девальвация вовсе не была нужна экономике.

«Платежный баланс за 2010-2013 годы был сведен с профицитом в 420 млн долларов. Счет операций с капиталом и финансовых операций все время оставался положительным и позволял перекрывать дефицит счета текущих операций», - напомнил он.


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.